Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

2. Очень активно реализуется в теоцентрической парадигме идея Божественного призвания: каждый человек должен выполнять то, к чему предназначен Богом, оставаться в том сословии, в котором рожден. 3. В наше время, когда явно ощущается кризис однозначного, понятного (объясненного разными науками) бытия, человек вновь обращается к ценностям Веры в надежде на спасение в будущей жизни. Теоцентрическая парадигма педагогики продолжает жить в фундаментальных религиозных системах (православная педаго­ гика, педагогика ислама) и псевдорелигиозных концепциях совре­ менности (антропософская вальдорфская педагогика, педагогика «Живой этики» Рерихов, учение «Детка» Порфирия Иванова и др.). Рациоцентрическая парадигма педагогики 1 . Рационализм. Научное познание ориентировано на истину, ко­ торая абстрактно существует в мире, независимо от человека. В фи­ лософии господствует представление о том, что истина постигается путем логических доказательств и проверяется опытом, поэтому об­ разование направлено на обучение логике последовательных опе­ раций в научном мышлении и любой другой деятельности. 2. Образование носит отраслевой характер: оно организуется пред­ метно, по аналогии с разделением наук по отраслям знания, разде­ лением труда в промышленности и сельском хозяйстве. Практика образования стремится, чтобы каждой отрасли науки и культуры со­ ответствовали специальные занятия в школе и чтобы проводились они в системе. В своей «Великой дидактике» Я.А. Коменский прямо указывал на то, что «вся совокупность научных занятий должна быть точно разделена на классы так, чтобы предыдущее повсюду прола- гало путь последующему и возжигало для него свет». К концу XIX в. рациоцентрическая парадигма породила как са­ мостоятельные модели образования «знаниевую» («школу учебы») и «техническую» («школу труда») модели. «Школа учебы» («книжная школа») доминировала в образова­ тельной практике, но явно шла к своему кризису. Ее характерологи­ ческие черты: • преподается только книжное знание, имеющее слабое отношение к реальной жизни; • ориентирована на общее образование, т.е. изучение основ всех наук: это рождает многопредметность, учебные планы разраста­ ются, предметы изучаются параллельно, вне связи друг с другом; • и учитель, и ученики работают по готовому образцу: единый учебный план — закон для «школы учебы»; 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz