Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
С помощью этого понятия обозначают совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Как правило, парадигма находит свое воплощение в учебниках или классических трудах ученых и на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области науки. Педагогическая парадигма — это совокупность господствующих в определенное время и в определенных сообществах философско- педагогических концепций и убеждений, определяющих направлен ность теоретических исследований в педагогике и в организации образовательной практики. Педагогическая парадигма выполняет функции теоретического обоснования модели образования, включая: • миссию школы; • цели образования; • подходы к отбору содержания образования; • выбор инструментально-технологического обеспечения постав ленных целей и отобранного содержания образования; • типологическую характеристику образа ребенка как главного пе дагогического феномена; • природу педагогической деятельности, взаимодействия субъекта и объекта образовательного процесса. В современной педагогике отсутствует единая и общепринятая парадигмальная классификация, но история педагогики позволяет выделить три главные парадигмы педагогической науки: • теоцентрическая(вера); • рациоцентрическая (знание); • антропоцентрическая (личность). Разные ученые характеризуют эти парадигмы с различной пол нотой, расставляя свои акценты в этих характеристиках. Например, так трактует основные черты этих парадигм петербургский педагог Н.Ф. Голованова1. Теоцентрическая парадигма педагогики 1. Потенциал развития ребенка и его будущего совершенства обу словлен Высшей Волей, Богом. Христианская педагогическая мысль рассматривает человека вообще и ребенка в частности как образ и подобие Божие. Образование в этом случае понимается как педа гогическая помощь ребенку в раскрытии образа Божия в себе. 1 Голованова Н.Ф. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. —СПб.: Речь, 2005. 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz