Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Глава 3 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Любая педагогическая технология отражает определенную фило­ софскую идею или концепцию, прямо или косвенно касающуюся целей образования, которые реализуются с помощью этой техно­ логии. Педагог, планируя свою деятельность, может об этой фило ­ софской идее и не догадываться, но она осознанно или неосознанно как педагогическая установка определяет всю его деятельность: ее смысл, ценности, цели, отношение к ученику и самому себе в про­ фессии. Философские положения выступают как методологические, т.е. наиболее общие ориентиры как для осознанного выбора или со­ здания собственных технологий обучения и воспитания, так и для проектирования целостного образовательного процесса. Наиболее ярко это обнаруживается в различных технологиях вос­ питания, а также в личностно-ориентированных технологиях обучения. В современном обществознании существует множество фило ­ софских направлений, школ, течений, которые в той или иной сте­ пени находят отражение в образовательном процессе. Дать класси­ фикацию педагогических технологий на основе всего этого мно­ жества не представляется возможным. Можно выделить лишь несколько альтернативных философских концепций, наиболее ясно выступающих в качестве методологических оснований педагоги­ ческих технологий. Эти философские идеи в истории педагогики проявляли себя в так называемых педагогических парадигмах. 3.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Понятие парадигмы — ключевое понятие в философии и методо­ логии. Оно введено в научный язык в 1922 г. американским фило­ софом Т. Куном, который под парадигмой понимал признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного вре­ мени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений1. 1 Кун Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz