Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Рассмотрим это многообразие, обращая особое внимание на при знаки, по которым различные авторы строят свои классификации педагогических технологий в соответствии: • со спецификой осуществления конкретного вида педагогической деятельности — технологии обучения, воспитания, управления И др.; • с качественными отличиями конкретной предметной (научной) или социальной сферы — информационные, социальные и др.; • с мерой новизны (традиционные и инновационные). Г.К. Селевко предлагает наиболее подробную классификацию педагогических технологий: • по уровню применения (общепедагогические, частнопредметные, модульные и др.); • философской основе (идеалистические, материалистические, тео софские и др.); • концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, бихевиористские и др.); • ориентации на личностные структуры (информационные, самораз вития, эвристические и др.); • характеру содержания и структуры (обучающие, воспитательные, светские, религиозные, гуманистические, технократические и др.); • организационным формам (классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, клубные и др .)1. По типу организации и управления познавательной деятельностью конструктивная классификация педагогических систем (технологий) предложена В.П. Беспалько. Он считает, что взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролиру емая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вер бальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды техно логий (дидактических систем): • классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное); • обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (ра зомкнутое, рассеянное, автоматизированное); • система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); 1 Селевко Г.К. Энциклопедии образовательных технологий [Текст] / Г.К. Се левко. —М.: НИИ школьных технологий, 2006. 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz