Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Любая педагогическая технология — это вариант инструмен­ тальной реализации какой-либо педагогической идеи, и очень часто является отражением профессиональной направленности личности педагога. Эта идея может существовать у учителя на подсознательном уровне как психологическая установка по отношению к ученикам, к своей профессии и своему предназначению в ней, либо отражает знание и осознанное принятие какой-либо философско-педагоги- ческой идеи или педагогической (психологической) теории. Системность означает, что педагогическая технология должна об­ ладать всеми признаками системы. Система —это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Понятие «система» может трактоваться двояко: как реально су­ ществующий объект и как метод изучения и представления этого объекта (модель). Это означает, что в отношении педагогической технологии понятие «система» также следует употреблять в двух зна­ чениях: как важная характеристика реального педагогического фе­ номена и как ориентир для проектирования такого феномена (педа­ гогической технологии). Любая педагогическая технология обладает следующими общими свойствами гуманитарных систем: • Целостность подразумевает, что в некотором существенном ас­ пекте сила или ценность связей элементов внутри системы выше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды. • Синергичность или системный эффект — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная не- сводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов. Возможности системы превосходят сумму возмож­ ностей составляющих ее частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы эле­ ментов. • Иерархичность означает, что каждый элемент системы может рас­ сматриваться как система; сама система также может рассматри­ ваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы), т.е. образовательную (педагогическую) технологию можно рас­ сматривать как систему систем. Управляемость предполагает возможность диагностического це- леполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz