Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
установки методического и технологического подходов значительно отличаются. Методические системы строились от триединой дидактической цели (обучение —воспитание —развитие), которая, как уже говори лось, трудно диагностируется. Основной признак образовательной технологии (педагогической технологии, технологии обучения) — диагностичное целеполагание. Это означает, во-первых, что планируемый результат педагогической деятельности должен быть описан в терминах, не допускающих двой ного прочтения, и может быть опознан в действиях ученика. Это преимущественно относится к познавательным целям. Во-вторых, исходным объектом методической системы является усредненный школьник, начальное состояние которого для по строения методической системы не имеет значения. Для реализации технологического подхода нужна детальная информация об исходном состоянии познавательных возможностей ученика: что знает ученик, что умеет, в какой мере у него развиты общеучебные умения, каков характер мотивации учения. Учебный процесс в образовательной технологии описывается од нозначно заданной системой операций, переводящей объект через ряд определенных промежуточных состояний. В методических системах он задается описанием применяемых методов и форм, допускающим неоднозначную интерпретацию, поэтому перенос системы в другие условия проблематичен. Этому же способствует отсутствие заданных промежуточных состояний учащихся. Различны и языки описания учебного процесса, принятые в методике и технологии. 2.6. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Любая педагогическая технология должна удовлетворять ос новным методологическим требованиям — критериям технологич ности, которыми являются: • концептуальность; • системность; • управляемость; • эффективность; • воспроизводимость. Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обос нования достижения образовательных целей. 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz