Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

установки методического и технологического подходов значительно отличаются. Методические системы строились от триединой дидактической цели (обучение —воспитание —развитие), которая, как уже говори­ лось, трудно диагностируется. Основной признак образовательной технологии (педагогической технологии, технологии обучения) — диагностичное целеполагание. Это означает, во-первых, что планируемый результат педагогической деятельности должен быть описан в терминах, не допускающих двой­ ного прочтения, и может быть опознан в действиях ученика. Это преимущественно относится к познавательным целям. Во-вторых, исходным объектом методической системы является усредненный школьник, начальное состояние которого для по ­ строения методической системы не имеет значения. Для реализации технологического подхода нужна детальная информация об исходном состоянии познавательных возможностей ученика: что знает ученик, что умеет, в какой мере у него развиты общеучебные умения, каков характер мотивации учения. Учебный процесс в образовательной технологии описывается од­ нозначно заданной системой операций, переводящей объект через ряд определенных промежуточных состояний. В методических системах он задается описанием применяемых методов и форм, допускающим неоднозначную интерпретацию, поэтому перенос системы в другие условия проблематичен. Этому же способствует отсутствие заданных промежуточных состояний учащихся. Различны и языки описания учебного процесса, принятые в методике и технологии. 2.6. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Любая педагогическая технология должна удовлетворять ос­ новным методологическим требованиям — критериям технологич­ ности, которыми являются: • концептуальность; • системность; • управляемость; • эффективность; • воспроизводимость. Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обос­ нования достижения образовательных целей. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz