Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
1. Научным. Педагогические технологии — это часть педагоги ческой науки, которая изучает и разрабатывает технологический подход в образовании и на этой основе проектирует целостный пе дагогический процесс либо отдельные его элементы. Результатом такой деятельности являются описания (алгоритмы) осуществления педагогической деятельности или отдельных ее со ставляющих. 2. Практическим. Это сам педагогический процесс, организо ванный особым (технологическим) образом, позволяющим гаранти рованно достигать поставленных целей. Педагогический процесс —целостная система, включающая ряд взаимосвязанных и соподчиненных компонентов: • целевой; • потребностно-мотивационный; • содержательный; • инструментально-технологический; • контрольно-оценочный; • рефлексивный. Исходя из этого можно говорить о соответствующих уровнях изу чения и представления педагогических технологий: 1 (а). Уровень педагогического целеполагания (выбор, ранжирование и формулирование на диагностической основе целей педагогической деятельности). В современном представлении о процессе обучения этот этап неразрывно связан с действиями учителя по выращиванию собственной цели деятельности ученика. Поэтому к этому же уровню проектирования педагогических технологий можно отнести и 1 (б). Уровень разработки путей и способов мотивации учения школьников и выращивания у них собственной цели деятельности. 2. Уровень отбора и конструирования содержания образования (образовательная программа, учебная программа, учебный план, учебник, учебное пособие, дидактические материалы). 3. Уровень разработки организационных форм, методов и средств обучения и воспитания школьников. 4. Уровень разработки контрольно-измерительных материалов и оценочных шкал. 5. Уровень разработки способов обучения школьников рефлексии и самоанализу собственной учебно-познавательной деятельности. Первый подход к определению уровней изучения и представления педагогических технологий можно условно назвать вертикальным, подчеркивая тем самым иерархическую соподчиненность компонентов педагогического процесса (цель — системообразующий компонент) и соответствующие им уровни педагогических технологий. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz