Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

1. Научным. Педагогические технологии — это часть педагоги­ ческой науки, которая изучает и разрабатывает технологический подход в образовании и на этой основе проектирует целостный пе­ дагогический процесс либо отдельные его элементы. Результатом такой деятельности являются описания (алгоритмы) осуществления педагогической деятельности или отдельных ее со­ ставляющих. 2. Практическим. Это сам педагогический процесс, организо­ ванный особым (технологическим) образом, позволяющим гаранти­ рованно достигать поставленных целей. Педагогический процесс —целостная система, включающая ряд взаимосвязанных и соподчиненных компонентов: • целевой; • потребностно-мотивационный; • содержательный; • инструментально-технологический; • контрольно-оценочный; • рефлексивный. Исходя из этого можно говорить о соответствующих уровнях изу­ чения и представления педагогических технологий: 1 (а). Уровень педагогического целеполагания (выбор, ранжирование и формулирование на диагностической основе целей педагогической деятельности). В современном представлении о процессе обучения этот этап неразрывно связан с действиями учителя по выращиванию собственной цели деятельности ученика. Поэтому к этому же уровню проектирования педагогических технологий можно отнести и 1 (б). Уровень разработки путей и способов мотивации учения школьников и выращивания у них собственной цели деятельности. 2. Уровень отбора и конструирования содержания образования (образовательная программа, учебная программа, учебный план, учебник, учебное пособие, дидактические материалы). 3. Уровень разработки организационных форм, методов и средств обучения и воспитания школьников. 4. Уровень разработки контрольно-измерительных материалов и оценочных шкал. 5. Уровень разработки способов обучения школьников рефлексии и самоанализу собственной учебно-познавательной деятельности. Первый подход к определению уровней изучения и представления педагогических технологий можно условно назвать вертикальным, подчеркивая тем самым иерархическую соподчиненность компонентов педагогического процесса (цель — системообразующий компонент) и соответствующие им уровни педагогических технологий. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz