Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

2 . 3 . ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Процесс изучения образовательной технологии как педагоги­ ческой категории и феномена различных образовательных практик, зародившихся в 1990-х гг., сегодня находится в самом расцвете. В среде ученых отсутствуют единые общепринятые определения этого понятия и производных от него. Влитературе встречается более 300 определений, характеризующих технологический подход в обра­ зовании. Иногда в этот перечень попадают педагогические кон ­ струкции (педагогические системы, дидактические системы, методи­ ческие системы, описания опыта работы и т.п.), имеющие косвенное отношение к педагогическим технологиям, но таковыми не явля­ ющиеся. Выше нами были сформулированы определения образовательной технологии и ее производных как процессуальных категорий. Сходной позиции придерживаются и другие авторы. Педагогическая технология — осознанная, практически осво­ енная система целенаправленных операций, объективно дающая в рамках заданных условий проектируемый результат, независимо от индивидуальных особенностей субъектов, которые ее используют (И.А. Колесникова). Педагогическая технология — это последовательная, взаимосвя­ занная система действий педагога и учащихся, направленных на до­ стижение диагностически поставленных педагогических целей (В.А. Сластенин). В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций: 1. Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Пала- марчук, Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер и др.). Педагогическая технология включает все: от «мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер). Педагогическая технология — совокупность психолого-педаго­ гических установок, определяющих специальный набор и компо­ новку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий пе­ дагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология — это новый тип средств обучения (С.А. Смирнов). 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz