Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

нутном уроке связано с его с ограниченным образовательным потен­ циалом). К предметно-ориентированным можно отнести те, где доминиру­ ющими целями обучения выступают предметные результаты обу­ чения, связанные с усвоением знаний и способов деятельности по различным учебным предметам. К метапредметно-ориентированным технологиям обучения отно­ сятся те, которые направлены на подготовку выпускника школы к решению различного рода задач (жизненных, профессиональных, самообразования). Они носят интегрированный (надпредметный) характер, а поэтому требуют другого содержания и другой органи­ зации обучения, направленных на овладение соответствующими метапредметными умениями (универсальными учебными действиями, компетентностями). В этой логике личностно-ориентированные технологии обучения связаны с развитием и формированием у учеников эмоционально­ ценностных отношений к миру, к себе, другим людям, процессу по­ знания и его результатам. Личностно-ориентированные технологии обучения в большей степени, чем иные, направлены на воспитание, социализацию, самоопределение учащихся в процессе обучения. Например, содержание естественнонаучного образования в этих технологиях рассматривается не как самоцель (выучить законы Нью­ тона или законы генетики, чтобы сдать ЕГЭ), а как средство для фор­ мирования в сознании целостной научной картины мира. На этой основе развивается ценностное отношение к мирозданию —то самое научное мировоззрение, позволяющее человеку противостоять мра­ кобесию. Именно это отношение определяет его жизненные по­ зиции, программы поведения, действия. С таких же позиций личностно-ориентированное обучение гума­ нитарным предметам рассматривает само содержание гуманитарного образования не как самоцель («В каком году родился Н.В. Гоголь?»), а как средство самопознания и самоидентификации, развития эмоци­ онально-ценностных отношений к себе, к людям близким и далеким и др. С технологической точки зрения — это самый сложный аспект обучения, потому что его результаты пролонгированы во времени и с трудом поддаются критериальной диагностике, измерению и оценке. На рис. 1 показан семантико-генетический подход к анализу тех­ нологических понятий в образовании. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz