Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

тельного процесса, выполнение которых приводит к гарантирован­ ному достижению целей образования (усвоению социокультурного опыта). 2. Во втором значении процесс — это последовательная смена состояний каких-либо явлений, ход развития чего-либо. Процессы рождения и умирания галактик, процессы кипения и замерзания воды происходят без вмешательства человека, т.е. по объективным физическим законам. Точно так же и развитие человека, разворачи­ вание его генетической пружины совершается по внутренним био­ логическим и психологическим законам. Мы можем опосредованно сопровождать, способствовать (или препятствовать) этому развитию, но генетическая заданность этого развития является определяющей. И с этой точки зрения сущность образования открывается в ана­ лизе самого термина «образование» — становление образа человече­ ского в человеке. Это образование осуществляется как непрерывная линия раз­ вития человека от рождения до старости. Сопровождать этот про­ цесс, направлять, создавать условия для его развития — задача роди­ телей и учителей, но детерминировать и тем более технологизировать этот процесс, объективно заданный самой природой человека, не­ возможно, как невозможно управлять внутриутробным развитием эмбриона. Вот почему в этой логике выход на понятие «образовательная тех­ нология» отсутствует. Понятие «педагогическая технология», являясь производным от понятия более широкого порядка («образовательная технология»), можно определить как упорядоченное взаимодействие учителя и уче­ ников, в ходе которого достигаются поставленные учителем и при­ нятые учениками цели обучения (знания о мире и способах деятель­ ности в нем, предметные и метапредметные умения и навыки, цен­ ностные о тн ош ени я , разви тие и саморазви тие личностных структур — потребности, способности, интеллект, воля, характер, память и др.). В соответствии с этим содержанием феномен «педагогическая технология» как сложная система включает в себя три производные подсистемы: технологию обучения, технологию воспитания и техно­ логию развития. В свою очередь, технологии обучения в зависимости от домини­ рующих целей учителя и учеников могут подразделяться на пред- метно-ориентированные, метапредметно-ориентированные и лич­ ностно-ориентированные технологии обучения (это доминирование и ранжирование тех или иных целей обучения в реальном 45-ми- 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz