Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
зультате применения той или иной технологии воспитания не пред ставляется возможным. Исключения составляют системы воспитания, которые реализу ются в «закрытых» учебных заведениях. В XIX в. это были кадетские корпуса, Пажеский корпус, Дворянский полк, Царскосельский лицей, Смольный институт (первоначальное название «Император ское воспитательное общество благородных девиц»), Мариинское училище (где девочки из бедных семей получали образование и про фессию домашней учительницы). В настоящее время этот тип учебных заведений представляют об щеобразовательные школы-интернаты разных типов, кадетские учебно-воспитательные учреждения. 2.2. СЕМАНТИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Блок расширения Семантико-генетический подход к анализу технологических по нятий — это попытка, во-первых, обнаружить логические законо мерности, связывающие многообразие технологических объектов в единую систему, а во-вторых, привести эти понятия в соответствие с принципом терминологического единообразия. Сущность данного подхода заключается в определении содер жания понятий «образовательная технология», «педагогическая тех нология», «технология самообразования», «технология обучения», «технология воспитания» и «технология развития» на основании установления их смыслового значения, происхождения и взаимо связи, как между собой, так и с понятием более широкого порядка, таким как «процесс». Если мы обозначаем «технологию» как «процесс», то последняя категория в философских словарях трактуется двояко: 1. Процесс — совокупность последовательных действий для до стижения какого-нибудь результата. В этом определении изначально присутствует субъект деятельности — тот, кто совершает эти дей ствия, стремясь получить планируемый результат (например, усвоение содержания). В образовательной деятельности этими субъ ектами являются учитель и ученик. И тогда «образование» мы можем трактовать как процесс и результат трансляции (целенаправленное действие), передачи и усвоения социокультурного опыта от одного поколения к другому. Соответственно образовательная технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия субъектов образова 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz