Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

зультате применения той или иной технологии воспитания не пред­ ставляется возможным. Исключения составляют системы воспитания, которые реализу­ ются в «закрытых» учебных заведениях. В XIX в. это были кадетские корпуса, Пажеский корпус, Дворянский полк, Царскосельский лицей, Смольный институт (первоначальное название «Император­ ское воспитательное общество благородных девиц»), Мариинское училище (где девочки из бедных семей получали образование и про­ фессию домашней учительницы). В настоящее время этот тип учебных заведений представляют об­ щеобразовательные школы-интернаты разных типов, кадетские учебно-воспитательные учреждения. 2.2. СЕМАНТИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Блок расширения Семантико-генетический подход к анализу технологических по­ нятий — это попытка, во-первых, обнаружить логические законо­ мерности, связывающие многообразие технологических объектов в единую систему, а во-вторых, привести эти понятия в соответствие с принципом терминологического единообразия. Сущность данного подхода заключается в определении содер­ жания понятий «образовательная технология», «педагогическая тех­ нология», «технология самообразования», «технология обучения», «технология воспитания» и «технология развития» на основании установления их смыслового значения, происхождения и взаимо­ связи, как между собой, так и с понятием более широкого порядка, таким как «процесс». Если мы обозначаем «технологию» как «процесс», то последняя категория в философских словарях трактуется двояко: 1. Процесс — совокупность последовательных действий для до­ стижения какого-нибудь результата. В этом определении изначально присутствует субъект деятельности — тот, кто совершает эти дей­ ствия, стремясь получить планируемый результат (например, усвоение содержания). В образовательной деятельности этими субъ­ ектами являются учитель и ученик. И тогда «образование» мы можем трактовать как процесс и результат трансляции (целенаправленное действие), передачи и усвоения социокультурного опыта от одного поколения к другому. Соответственно образовательная технология — это упорядоченная последовательность действий и взаимодействия субъектов образова­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz