Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
доменная последовательность действий и взаимодействия учителя и ученика, в ходе которых достигаются поставленные учителем и принятые учеником педагогические цели. Для педагогического процесса этими целями являются планируемые результаты обучения, воспитания и развития учеников. Этими целями руководствуется любой профессиональный учи тель, планируя и организуя обучение по своему предмету. Как бы ни был ограничен образовательный потенциал урока: временем, объемом и характером учебного содержания, ближайшими задачами.(на пример, подготовка к зачету), но на любом уроке эти три цели не зримо присутствуют, образуя так называемую триединую дидакти ческую цель. Соблюдение единства познавательных воспитывающих и развивающих целей обучения —важнейший принцип организации школьного образования. Однако технологический подход в образовании, как было пока зано ранее, предполагает достаточно однозначный, диагностируемый характер постановки и описания образовательных целей. И с этой точки зрения педагогическая технология как система включает в себя две относительно самостоятельные подсистемы: технологию обу чения и технологию воспитания. Технология обучения — это упорядоченное взаимодействие учителя и учеников, в ходе которого достигаются поставленные учителем и принятые учениками цели обучения (знания о мире и способах дей ствия в нем, предметные и метапредметные умения и навыки). Технология воспитания — это упорядоченное взаимодействие вос питателя и воспитанников, способствующее достижению постав ленных учителем и принятых учениками целей воспитания (ценностные отношения к миру, людям, к себе). Словосочетание «технология воспитания» в контексте гуманис тической и личностно -ориентированной парадигм образования звучит достаточно проблематично в силу следующих об сто я тельств: 1. В отличие обучения воспитание —более многофакторный про цесс, а поэтому с трудом поддается жесткой регламентации (опи санию как строгой последовательности действий педагога и ученика, которые должны привести к гарантированному результату). 2. Результаты воспитания с трудом подвергаются критериальному анализу, вследствие чего попытки технологизировать текущий, про межуточный и итоговый контроль и объективно оценить получаемые результаты весьма затруднительны. 3. Результаты воспитания, как правило, пролонгированы за рамки школьного образования, поэтому говорить о гарантированном ре 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz