Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Названные особенности обеспечивают важнейший интегриру­ ющий признак — управляемость учебно-воспитательным процессом. 1.2.3. Современное состояние и перспективы развития технологического подхода в образовании «Образовательная технология» —термин, общепринятый для педа­ гогической технологии 90-х гг. XX в. Жесткая ориентация целей, до­ стигаемых за счет педагогической технологии 1950—1980-х гг. (знания и специальные умения), в настоящее время приходит в противоречие с принимаемым приоритетом развития личностного потенциала уче­ ника, его самоактуализацией и самореализацией в процессе обучения. Каждый ученик имеет право на собственную траекторию движения по учебному материалу, отвечающую его потребностям и целям. Вот почему сегодня учеными признается вероятностный характер образовательного процесса, который определяет направление работы по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. Эти технологии помогают реализовывать подлинно раз­ вивающее образование. В нем ученик выступает как личность, спо­ собная строить новое знание, опираясь на свой собственный жиз­ ненный, доучебный опыт, и сознательно обогащающая его в про­ цессе обучения. В целом можно сказать, что с 1990-х гг. начало развиваться и пре­ терпевает активный расцвет новейшее направление развития обра­ зовательных технологий, которое учитывает следующие аспекты: • признается вероятностный (стохастический) характер образо­ вания; • уделяется внимание субъективности ученика и проводится работа по проектированию личностно -ориентированных образова­ тельных технологий; • реализуется установка на самоактуализацию и самореализацию личности за счет собственной траектории движения по учебному материалу; • обеспечивается обнаружение и прогнозирование (мониторинг) тенденций развития каждого ученика; • технологии принципиально отдают предпочтение развитию дея­ тельности, а не накоплению фактов. Таким образом, в наше время педагогическая технология при­ знана отраслью теоретического знания в педагогике. Второй подход полностью возобладал. Теоретические и практические проблемы проектирования и применения образовательных технологий стали одними из наиболее обсуждаемых в педагогике. Некоторые из них будут рассмотрены в следующих главах. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz