Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

тельности учителя на составляющие компоненты. Н.В. Кузьмина выделила конструирующий, организаторский, коммуникативный и гнос­ тический виды деятельности учителя. Безусловно, это был важный шаг для развития технологического подхода в отечественной педа­ гогике и образовании. Это дало возможность исследователям сосре­ доточить в дальнейшем внимание на более глубоком изучении каж­ дого отдельно взятого вида. В 1970-е гг. понятие «педагогическая технология» расшири ­ лось, к нему начали относить технологии обучения, воспитания, оптимизации образовательного процесса. Использование систем­ ного подхода привело к общей установке педагогической техно­ логии: решать педагогические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение ко­ торых должно поддаваться четкому описанию и определению. К концу 1970-х — началу 1980-х гг. понятия «технология обу­ чения» и «педагогическая технология» стали осознаваться как система средств и методов организации и управления учебно-вос­ питательным процессом. 1980-е гг. характеризуются попытками дальнейшего осмысления сущности современного педагогического процесса, появлением ин­ терактивных средств обучения. В советской педагогике этот период связан в основном с анализом опыта зарубежных авторов и его обоб­ щении в исследованиях Т.А. Ильиной и М.В. Кларина. К этому времени в научной среде сложились следующие пред­ ставления о педагогической технологии, отличающей ее от традици­ онных дидактических систем: • планирование обучения и воспитания на основе точно опреде­ ленного желаемого эталона; • программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика; • сопоставление результатов обучения и воспитания с первона­ чально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов; • коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса; • диагностичность поставленных целей, т.е. наличие инструмен­ тария, позволяющего определить, достигнута ли цель; • четкость в определении набора методов, приемов, операций, ве­ дущих к достижению цели; • воспроизводимость — т.е. возможность получить запланиро­ ванный результат вне зависимости от особенностей учителей и учеников. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz