Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Модель программированного обучения Скиннера предлагала учи телю линейную технологию пооперационного обучения, в которой предусмотрена обратная связь, т.е. немедленный контроль правиль ности реализации каждого задания и возврат к предыдущему шагу в случае ошибки. В 1961 г. последователь Скиннера Д. Финн предложил новый термин: «обучающая технология». Он организовал в университете Южной Калифорнии отделение с одноименным названием. В 1958 г. технологию Скиннера — Финна усовершенствовал Н А. Кроудер, предложивший разветвленную схему программирован ного обучения с множественным выбором ответов из ряда предло женных и соответствующей обратной связью в зависимости от сте пени правильности ответа. Таким образом, обучающая технология стала адаптивной. В середине 60-х гг. XX в. содержание понятия «педагогическая технология» подвергалось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где были определены два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах. Сторонники первого продолжали связывать технологии с применением технических средств обучения (technology in education). Данного подхода долго придерживались и в СССР, хотя само по нятие «технология» в системе образования в те времена не употреб лялось. В 1965 г. при АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения. В соглашении, за ключенном с ЮНЕСКО, и в Программе развития ООН была опре делена основная задача этого центра — изготовление новых совре менных материалов по технологии обучения, создание системы подго товки специалистов и развитие необходимых научных исследований. Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology o f education ) и преодолеть отставание педагогических идей от стре мительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «тех нические средства в обучении», второе, возникшее чуть позже, — как «технология обучения» или «технология учебного процесса». Массовая разработка и внедрение технологий обучения в прак тику школы начались в 60—70-е гг. XX в. в Европе и США и связаны с работами Б. Блума, Дж. Брунера, Г. Гейса, В. Каскарелли, Дж. Кэ- ролла, Д. Хамблина. В отечественной педагогике второй половины 1960-х гг. в теории обучения был сделан важный шаг по разделению комплексной дея 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz