Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
В отечественном образовании понятие «технология» вернулось в педагогический обиход только во 2-й половине XX в., вызвав новую волну интереса ученых и педагогов-практиков. Технологич ность становится доминирующей характеристикой деятельности педагога, что означает переход на иную, качественную ступень эф фективности образовательного процесса. Частнометодический этап Для первой половины XX в. развитие технологического подхода в обучении предпринималось в рамках частных методик. Для этих разработок характерно недиагностируемое описание целей обучения, смутное представление о конечных результатах обучения, заклю ченных в понятии «успеваемость». Образовательный процесс вы страивается на основе обобщения и распространения так называ емого «передового педагогического опыта». При таком подходе для каждой конкретной ситуации отыскива ется образец педагогической деятельности успешного учителя, и этот образец настоятельно рекомендуется другим учителям. Пробы и ошибки — самая характерная черта частнометодического подхода. Накопившийся за долгие годы опыт позволяет выделить типичные для успешных учителей и имеющие всеобщее значение более или менее строго прописанные последовательности процедур. Многие ученые считают, что эти технологии правильнее называть не педаго гическими, а частнометодическими технологиями обучения из-за ограниченности решаемых ими задач. Этот длительный этап продолжается, но не дает возможности сис темно и целенаправленно строить гарантированно эффективное обучение. Этап алгоритмической парадигмы Алгоритмическая парадигма появилась в 1950-х гг. как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического под хода. Основными чертами алгоритмической парадигмы являются диагностическое целеполагание, алгоритмизация процесса обучения и непрерывная диагностика результативности образовательного про цесса. Именно в это время возникает особый технологический подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией. В 1954 г. Б.Ф. Скиннер обосновал концепцию программированного обучения, базирующуюся на бихевиористической идее оперантного, подкрепляемого научения по схеме «стимул — реакция — подкреп ление». Суть данного подхода заключается в идее полной управля емости работой ученика. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz