Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

педагогики в России, педагогическое мастерство учителя может быть доведено до уровня технологии, проявляющейся в способности педа­ гога работать самостоятельно, адаптивно и воспроизводимо в любых условиях. В работах классика педагогической мысли советского периода, А С. Макаренко, уже можно проследить свободное оперирование им термином «педагогическая техника» и понятием «педагогическая технология». Отмечая технократичность их звучания, он высказал надежду на то, что впоследствии должны быть найдены более «бла­ гозвучные» синонимы. В «Педагогической поэме» автор писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по техно­ логической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы про­ изводства: технологический процесс, учет операций, конструктор­ ская работа, применение конструкторов и приспособлений, норми­ рование, контроль, допуски и браковка»1. Ведущим элементом технологического подхода в воспитании, по мнению А.С. Макаренко, являются педагогические операции, из последовательного ряда которых складывается воспитательный про­ цесс. Любая операция должна преследовать определенные цели: главные (педагогически целесообразное влияние на целый коллектив и на отдельную личность; достижение «гармонического положения» администрации, коллектива педагогов и воспитанников, отдельной личности) и второстепенные, собственно педагогические и другие (хозяйственные, бытовые и пр.). Соотношение целей при прове­ дении операции может меняться, но, как замечал педагог, «идеально проведенной операцией будет считаться только такая, при которой все указанные цели достигаются в наиболее оптимальном виде»2. В это же время распространилось и другое понятие — «педагоги­ ческая техника», которая в «Педагогической энциклопедии» 1930-х гг. была определена как совокупность приемов и средств, на­ правленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. К педагогической же технологии в эти годы было отнесено умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, технические средства обучения. Данный подход к толкованию педагогической технологии получил наибольшее рас­ пространение в США, где впервые стали использоваться аудиовизу­ альные средства обучения. 1 Макаренко А.С. Пед. соч. [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко —М.: Педаго­ гика. 1983 1986. - Т. 2 .- С . 150. Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. —М.: Мо­ лодая гвардия, 1977. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz