Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
гических вузах в середине прошлого века, такую дисциплину не изучали. Однако суть технологического подхода в образовании была пред метом дискуссий и научных споров на протяжении многих столетий, поскольку любой добросовестный педагог пытался найти механизм обучения, который приводил бы к определенному гарантированному результату. Назвать точную дату, когда возникла первая педагогическая тех нология, невозможно. Очевидно, первые учителя в Древнем Египте и Вавилоне первыми столкнулись с повторяемостью операций в пе дагогическом процессе, выработали первые технологические приемы, используемые при обучении школьников чтению, письму и счету. В эпохи Возрождения и Нового времени также предпринимались попытки сформулировать требования технологического характера для организации учебного процесса в школе. Так, Я.А. Коменский стремился сделать обучение техническим, т.е. таким, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха. Так была сформулирована важнейшая черта педагогической технологии — га рантированность результата. Механизм обучения, приводящий к запланированным резуль татам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной». Для нее важно определить цели; обозначить средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. В работе «Живая типография» он пишет: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»1. Принципиально новая эпоха проникновения технологического подхода в образование была связана с бурным развитием естественных наук и их различных прикладных направлений в XIX в. Использование современных для того времени научных достижений в производстве вызвало потребность в массовом обучении подрастающего поколения. Образование стало приобретать массовый характер, а также некоторые характерные черты производственного процесса, «фабрики» усвоения достижений человеческой цивилизации. О творческом и технологическом овладении педагогической дея тельностью упоминается в трудах выдающихся отечественных педа гогов. Согласно мнению К.Д. Ушинского, основоположника научной 1 Коменский Я.А. Избр. пед. соч. [Текст]: в 2 т. / Я.А. Коменский. —М.: Пе дагогика, 1982. —Т. 2. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz