Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
оттенка. Он проявляется в вариативности методов, способах их пред ставления, в педагогической технике, педагогическом мастерстве учи теля во время занятий и, конечно же, в профессионально значимых личностных качествах учителя, которые влияют на эффективность личностной направленности обучения и воспитания. Таким образом, любая научно обоснованная педагогическая тех нология — это система, потому что отвечает вышеперечисленным принципам реализации системного подхода. Деятельностный подход. Установлено, что деятельность —основа, средство и фактор развития личности. Деятельность как форма ак тивности человека, выражающаяся в его исследовательском, преоб разующем и практическом отношении к миру и самому себе, явля ется ведущей категорией деятельностного подхода. Как следствие этого, важнейшим педагогическим требованием к организации пе дагогического процесса выступает определение содержания соответ ствующей деятельности ученика. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности. Целая группа метапредметно-ориентированных технологий, которые будут рассмотрены во второй части учебника, ориентированы на до стижение именно этих универсальных учебных умений ученика. Аксиологический (или ценностный) подход. Связывает в процессе обучения развитие когнитивной и аффективной сторон личности, т.е. выполняет роль механизма связи между познанием и формиро ванием отношений ученика к окружающему миру (обществу, при роде, культуре) и к самому себе. Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспи тания и обучения, педагогической деятельности , образования в целом. В некоторых современных педагогических технологиях, таких как развивающее обучение, личностно -ориентированное и эвристическое обучение, технология развития критического мышления, технология педагогических мастерских, технология коллективной мыследеятельности и других, заложены и реализу ются на практике основные идеи аксиологического подхода в пе дагогике. Рассмотренные методологические подходы носят интегративный характер, взаимодополняют друг друга, нередко трансформиру ются, поэтому провести четкую границу между ними достаточно сложно. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz