Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Основными принципами реализации системного подхода, уточ­ няющими его сущность, являются: • принцип целостности, который отражает специфику свойств сис­ тем ы, зависимость каждого элемента, свойства и отношения внутри системы от их места и функций внутри целого. Любая на­ учно обоснованная педагогическая технология — это целостная система, в которой все структурные компоненты находятся в строгой взаимозависимости и соподчиненности друг с другом. И в этом проявляется интеграция системного и технологического подходов в образовании; • принцип структурности, позволяющий описывать системы как структуры через раскрытие совокупности связей и отношений между их элементами. Именно так описываются многие педаго­ гические технологии: либо как системы организационных форм методов и средств обучения, находящихся в строго соподчи­ ненных отношениях друг с другом, либо как алгоритмы действий проектировочного и организационного характера; • принцип иерархичности, предполагающий описание объекта в трех аспектах: как самостоятельной системы, как элемента сис­ темы более высокого уровня, как системы более высокого иерар­ хического уровня по отношению к ее элементам, рассматри­ ваемым, в свою очередь, как системы. Педагогические техно­ логии, представленные во втором разделе, являются, во-первых, подсистемами целостного педагогического процесса, во- вторых —самостоятельными системами, в-третьих —системами более высокого уровня по отношению к своим подсистемам, таким как целеполагание, программирование содержания и алго­ ритмы действий. Личностный подход. Означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он на­ стоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллек­ туальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках дан­ ного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. В связи с этим ряд ученых считают, что некоторые особенности технологического под­ хода не позволяют применять его в личностно-ориентированном обучении. Однако нельзя забывать, что образовательные технологии дей­ ствуют в гуманитарных системах, поэтому ошибочно было бы пони­ мать технологичность как исключение из преподавания личностного 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz