Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

в выбранной профессии, то у него (ученика) может сложиться твердое убеждение, что самореализация — это действительно удел избранных. Вывод простой: нескрываемая увлеченность учителя своим делом — важнейший и эффективный фактор скрытой педагогической реаль­ ности. Позитивное отношение к себе и к своему предмету Иногда я в шутку спрашиваю своих студентов: «Назовите, не за­ думываясь, с ходу, самый важный предмет в школе». Ответ следует незамедлительно: математика. «Почему?» — «Больше всего уроков в неделю, первая строчка в расписании и все сдают экзамен...» А тогда самые необязательные учебные предметы? Ну, конечно: музыка, физкультура... Но если изменить точку отсчета и в качестве цели общего образо­ вания ставить не овладение учениками учебным содержанием, а раз­ витие личностного потенциала средствами этого содержания (антро­ поцентрический подход), то важность математики определяется не тем, что «все сдают экзамен», а тем, что она «ум в порядок приводит», т.е. является не целью, а только средством для развития теоретиче­ ского мышления. А школьная литература — средство (средство, а не цель! Вспомним Е.Н. Ильина) для формирования «Я-концепции», выбора моделей поведения и построения жизненных сценариев. А школьная история — средство становления гражданина. А учебный предмет «музыка» дарит человеку целый мир, который может стать спасением в трудных жизненных ситуациях; а учебные предметы «физкультура» и «труд»... Только при таком понимании основной функции своего учебного предмета учитель не только иначе строит уроки, но и иначе понимает свое предназначение: зачем он пришел в школу. Наверное, сегодня каждый сохранивший себя нравственный че­ ловек обязан противопоставить наступающему Злу свое ремесло, свой дух, свою решимость, свой талант, пусть даже самый малый... Кто что может. Поэт вообще-то был прав, сказав однажды «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...». Но есть профессии, где не только «дано», но и «дблжно»! Учитель, врач, священник, писатель, режиссер, журналист... С них (с нас!) и спросится. 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz