Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

кации. Однако наблюдения на уроках часто показывают обратное: прекрасный специалист-предметник часто оказывается неспо ­ собным наладить рефлексивное управление процессом обучения, по­ тому что в его педагогической технике крайне бедно представлены и то и другое. Особенно это касается невербальных способов комму­ никации (взгляд, внешний вид, мимика, пантомимика (позы, жесты), вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр, темп речи, паузы, смех и т.д. И что бывает особенно досадно при анализе урока, человек легко признает содержательные или методические ошибки, но не видит или не хочет видеть проблемы коммуникации, которые часто бывают решающими в достижении педагогических результатов. Самоактуализация в своей профессии Самоактуализация —стремление человека к возможно более пол­ ному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В не­ которых направлениях современной западной психологии самоак­ туализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация, по А. Маслоу, — это потребность в са­ мосовершенствовании, полной реализации своего потенциала. Традиционно в содержании педагогического образования, как и в подготовке учителя, это понятие рассматривается по отношению к ребенку, ученику. Но одним из необходимых условий успешной самоактуализации ученика является присутствие в его жизни рефе­ рентного взрослого, демонстрирующего образец такой самоактуали­ зации и являющегося для него примером. Это могли бы быть родители, но что знает ребенок об их работе? Что он знает об отношении к ним сослуживцев или учеников (если мама —учительница) и о тех успехах, которые они достигают на про­ фессиональном поприще (если папа — талантливый и уважаемый в своей среде инженер)? Он видит их дома после работы или по вы­ ходным, когда продемонстрировать своему отпрыску профессио­ нальную и личностную состоятельность родители просто не имеют возможности. Врач в поликлинике, продавец в магазине, эстрадная звезда на телеэкране... Эти примеры часто бывают непривлекательными или, наоборот, могут дать ребенку ложный, а потому опасный пример «удачной» самореализации, например в шоу-бизнесе. Единственный человек, которого он видит ежедневно и с ко ­ торым взаимодействует в деятельности обучения, — это школьный учитель. И если он видит перед собой вечно раздраженного, унылого или напуганного неудачника, так и не сумевшего реализовать себя 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz