Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
кации. Однако наблюдения на уроках часто показывают обратное: прекрасный специалист-предметник часто оказывается неспо собным наладить рефлексивное управление процессом обучения, по тому что в его педагогической технике крайне бедно представлены и то и другое. Особенно это касается невербальных способов комму никации (взгляд, внешний вид, мимика, пантомимика (позы, жесты), вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр, темп речи, паузы, смех и т.д. И что бывает особенно досадно при анализе урока, человек легко признает содержательные или методические ошибки, но не видит или не хочет видеть проблемы коммуникации, которые часто бывают решающими в достижении педагогических результатов. Самоактуализация в своей профессии Самоактуализация —стремление человека к возможно более пол ному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В не которых направлениях современной западной психологии самоак туализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация, по А. Маслоу, — это потребность в са мосовершенствовании, полной реализации своего потенциала. Традиционно в содержании педагогического образования, как и в подготовке учителя, это понятие рассматривается по отношению к ребенку, ученику. Но одним из необходимых условий успешной самоактуализации ученика является присутствие в его жизни рефе рентного взрослого, демонстрирующего образец такой самоактуали зации и являющегося для него примером. Это могли бы быть родители, но что знает ребенок об их работе? Что он знает об отношении к ним сослуживцев или учеников (если мама —учительница) и о тех успехах, которые они достигают на про фессиональном поприще (если папа — талантливый и уважаемый в своей среде инженер)? Он видит их дома после работы или по вы ходным, когда продемонстрировать своему отпрыску профессио нальную и личностную состоятельность родители просто не имеют возможности. Врач в поликлинике, продавец в магазине, эстрадная звезда на телеэкране... Эти примеры часто бывают непривлекательными или, наоборот, могут дать ребенку ложный, а потому опасный пример «удачной» самореализации, например в шоу-бизнесе. Единственный человек, которого он видит ежедневно и с ко торым взаимодействует в деятельности обучения, — это школьный учитель. И если он видит перед собой вечно раздраженного, унылого или напуганного неудачника, так и не сумевшего реализовать себя 393
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz