Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Когда мы говорим о хорошем учителе, то привычно называем такие его характеристики, как владение учебным содержанием и ме­ тодикой обучения. Все это, безусловно, правильно. Однако практика порой демонстрирует, что учитель, блестяще владеющий своим пред­ метом и грамотно планирующий урок, часто оказывается несостоя­ тельным в достижении метапредметных, а особенно личностных и социальных эффектов образования. И наоборот, зачастую люди, не получившие педагогического об­ разования, но в силу сложившихся жизненных обстоятельств или по призванию пришедшие работать с детьми (бывший инженер, препо­ дающий математику в школе, тренер в спортивной секции и др.), оказываются куда более эффективными в педагогическом взаимо­ действии со своими воспитанниками. Очевидно, эти люди обладают некоторыми важными и профес­ сионально значимыми личностными качествами, которые не всегда описаны в учебниках по педагогике и в квалификационных характе­ ристиках педагога, но которые позволяют успешно заниматься пе­ дагогической деятельностью. Назовем некоторые из них: 1) стремление к самоактуализация в профессии; 2) эмпатия; 3) направленность на коммуникации; 4) владение вербальными и невербальными способами общения. Феномен эмпатии как способности поставить себя на место дру­ гого человека, способность к сопереживанию, а также характерис­ тики вербальных и невербальных способов ее проявлений доста­ точно и полно описаны в психологической и педагогической лите­ ратуре. Психолог К. Роджерс, например, определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внут­ ренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смыс­ ловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения “как будто” . Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспри­ нимает. Но обязательно должен оставаться оттенок “как будто”: как будто это я радуюсь или огорчаюсь»1. Казалось бы, нет нужды доказывать очевидное: значимость эм­ патии в педагогической деятельности и важность владения учителем разнообразными способами вербальной и невербальной коммуни­ 1 Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being / / The Counseling Psychologist. - 1975. - V. 5. - № 2. - P. 2-10. 392

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz