Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

И еще одно замечание. Культурно не само знание (оно может ус­ тареть или никогда в жизни не пригодиться), а опыт познания. Это означает, что не только и не столько цвет штор в классе или гра­ мотная речь учителя, и даже не блестяще отобранный учебный ма­ териал, а само построение урока, его технология, раскрывающая генезис знания, превращающая ученика на короткий период урока в исследователя — вот главные проявления культуры на уроке. Уже стало педагогической аксиомой положение о том, что школа, период ученичества для ученика —это не подготовка к жизни, а сама жизнь, ее самый значительный в плане самоопределения и самоак­ туализации этап. Но массовая практика свидетельствует о том, что в жизни ребенка, особенно подростка и старшего школьника, его бытие четко подразделяется на две существующие относительно не­ зависимо части —школа и жизнь. Школьный отличник часто стано­ вится изгоем во дворе, и наоборот, уличный лидер на уроке чувствует себя аутсайдером. Но и тот и другой самые яркие, самые значи­ тельные эпизоды своей жизни проживают и переживают после того, как заканчиваются уроки. Между тем, возвращаясь к характеристикам современного урока (см. гл. 5), следует вспомнить, что все метапредметные технологии обучения в той или иной степени ориентированы на личный (жиз­ ненный и учебный) опыт ученика, актуализацию, развитие и реф­ лексию этого опыта. Это единственный путь превращения урока во фрагмент жизни ученика. При организации на уроке описанных взаимодействий учитель — ученик, не предполагающих трансляции готовых знаний, происходит объективизация скрытой образовательной и педагогической реаль­ ности, выход за рамки учебного предмета в значимые для ученика социальные практики, тем самым превращая отчужденное до этого момента содержание обучения в личностное новообразование и соци­ альный капитал. Описанные феномены урока и есть не что иное, как некоторые из элементов той самой скрытой педагогической реальности, которые открываются учителю, когда он начинает осознавать их как факторы обучения. 6.9. УЧИТЕЛЬ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА В контексте вопроса о скрытой педагогической реальности пред­ ставляется интересным взглянуть на такой ее компонент, как неко­ торые личностные качества педагога, оказывающиеся эффектив­ ными факторами его профессиональной деятельности. 391

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz