Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Современный урок может выступать феноменом культуры как ми­ нимум в трех плоскостях. Во-первых, само образовательное про­ странство класса, внешний вид учителя и детей, их речь, стиль об­ щения должны являть собой образцы современной культуры. Этот аспект урока становится тем важнее, чем реже сталкиваются ученики с подобными проявлениями культуры в повседневной жизни. Школа, урок, учитель, по сути, остаются теми редкими (если не уникальными) явлениями нашей жизни, сталкиваясь с которыми, ученик не просто встречается с культурными образцами (как, на­ пример, в театре или музее), но активно взаимодействует с ними, осуществляя свою ведущую деятельность. Это дает учителю уни­ кальный шанс реализовать свою воспитывающую функцию более эффективно, нежели на специальных воспитательных м еро ­ приятиях. Участие детей, начиная с начальной школы, в организации и обустройстве класса помогает воспитать в них ответственность и развить чувство того, что это их класс. Так формируются начала гражданской идентичности (сопричастности: ты — это не только ты сам, но и часть чего-то более общего). Учитель приглашает учеников поучаствовать в принятии решений относительно того, как оформить класс и кто за какую работу в классе будет отвечать. Как правило, если учитель пользуется дове­ рием и уважением учеников, они активно участвуют в оформлении своего учебного дома. Они вносят свой вклад во внешний вид и ат­ мосферу класса, и в результате им комфортно в нем учиться. Кроме того, как отмечалось выше, содержание образования само является отражением социокультурного опыта. Между тысячелетним опытом человечества в той или иной сфере познания и учеником стоит реальный носитель этого опыта — учитель. И может так слу­ читься, что такого эффективного посредника ученик не встретит за всю свою последующую жизнь. Например, при встрече выпускников одни вспоминают уроки химии (физики или литературы) как самые яркие впечатления от своей школьной жизни, а другие не могут говорить без отвращения. А ведь в обоих случаях обучение шло по одной и той же учебной про­ грамме. Все дело в том, что в учебной программе заложены, как правило, только два компонента социокультурного опыта —знания и способы деятельности. Остальное (опыт творчества и опыт сопереживания, опыт формирования ценностей) остается на усмотрение учителя. Без активного освоения этих элементов человеческого опыта вхождение ученика в культуру остается весьма проблематичным. 390

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz