Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

подростка — самоопределение и самоутверждение. В его деятельности и поведении им движут именно стремления найти себя в каком-ни- будь деле и утвердиться в группе сверстников. Как это сделать? Чтением книг, с героями которых часто отож­ дествляет себя подросток, строит жизненные сценарии и модели поведения, а иногда и выбирает будущую профессию? Сомни ­ тельный путь: слишком многое должно совпасть в герое и читателе, чтобы этот выбор оказался правильным, и велика опасность ошибки и последующего разочарования. Самый верный, а по сути и единственный способ найти себя — включение в полноценную, осознанную деятельность. Вот в таком по­ иске и мечется подросток, перебирая кружки, секции, студии, фор­ мальные и неформальные объединения сверстников и пугая роди­ телей своим непостоянством. И вроде бы, по взрослой логике, так и должно быть: внеклассная, внешкольная деятельность, дополни­ тельное образование... Не должно! Вспомним себя в этом возрасте: 13—15-летний человек, с его пси­ хологическими и физиологическими проблемами, мучительными поисками себя и своего места в этом мире, шесть часов проводит за школьной партой, занимаясь по сути единственным видом деятель­ ности — академическим , в форме классно -урочной системы. Да разве только эти шесть часов?! Хорошо, если произойдет счастливое совпадение и развитые ака­ демические способности, высокая познавательная активность, сфор­ мированные организационно-практические и интеллектуальные умения позволят подростку решить проблемы самоопределения и са­ моутверждения именно в данном виде деятельности. Но много ли детей в этом возрасте могут проявить такие академи­ ческие способности? К тому же существует целый ряд исследований, которые указывают на то, что в такого рода деятельности чаще всего преуспевают девочки. (Не случайно одним из следствий введения ЕГЭ стало усиление гендерного эффекта среди поступивших в вузы.) И что делать остальным, менее успешным в таком виде деятель­ ности, к концу учебного дня, который в очередной раз подтвердил бессмысленность часов, проведенных за школьной партой, — бес­ смысленность для личностного самоопределения и самоутверждения?! Они возвращаются из школы домой даже не уставшими, а скорее, равнодушно-опустошенными. Но ведь тот же подросток готов до ночи возиться в гараже с машиной, выматываться до седьмого пота на тренировках и репетициях, часами, не отрываясь от письменного стола, собирать модель самолета или писать компьютерную прог­ 388

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz