Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
атрибуты школьной жизни в максимальной степени проектируются и организуются в расчете на маленького ребенка со своими страхами, ожиданиями, привычками и возможностями. Да и вузовская подготовка учителя начальных классов — это в большей степени подготовка педагога-антропотехника и педагоги ческого психолога, чем преподавателя-предметника, как на других факультетах. На вопрос «Какую ступень школьного образования по признаку возрастосообразности вы бы поставили на второе место после на чальной школы?» многие учителя с уверенностью называют «старшую» школу. На вопрос «почему» следует моментальный ответ: «Ну, так все же хотят поступить в вуз! Вот все так и организовано: и кабинетная система, и ресурсные центры, и дистанционка, и экс тернат, и лекционно-семинарская, и зачетная системы обучения, и тот же ЕГЭ...» Но вот дальнейшее обсуждение вопроса о том, является ли стремление к поступлению в высшее учебное заведение главной психологической установкой этого возраста, приводит педагогов в некоторое замешательство. В ходе обсуждения вдруг выясняется, что часто такие установки учеников не являются потребностью воз раста, которая переходит в свою осознанную форму-запрос, а, скорее, ответ на родительские страхи и ожидания. Сын или дочь оказываются втянуты в игру, в которой непоступление в вуз расце нивается как жизненный крах. Вот они и стараются изо всех сил, реализуя взрослые страхи и амбиции, в полной уверенности, что в мире, который приготовили для них взрослые и в который им после школы предстоит вступить, без диплома о высшем образо вании не проживешь. Вот возможное объяснение и учебных перегрузок, и дидакто- генных неврозов, и характера мотивации учения, и состояния здо ровья к окончанию школы. Именно эти обстоятельства во многом, на наш взгляд, объясняют их внутренний уход от учения в иные ре альности молодежной субкультуры, некоторые из которых представ ляют реальную угрозу для их психического и физического здоровья. Тем не менее, несмотря на проблемы школы старшей ступени, сегодня активно развивается практика профильного обучения в старших классах, отмечается их участие в проектировочной дея тельности, создании на местах ресурных центров и многое другое. Основная проблема возрастосообразности локализована в ос новной школе. И педагогическая практика, и педагогическая психология с уве ренностью доказывают, что основные психологические установки 387
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz