Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
не замечаем или не можем рационально описать. И учителя, и ученые-педагоги давно имеют дело с этими таинственными ре альностями. Довольно распространенным, например, в методи ческой литературе является сравнение школы с айсбергом: “Ви димая его часть — это внешне проявляющиеся действия и отно шения... Невидимая, подводная часть — внутренние устремления, мотивы, потребности...”»1. Итак, особенность ценностно-ориентированного, воспитываю щего обучения, в отличие от традиционного, заключается в том, что оно: • ориентировано не столько на знания и умения, сколько на фор мирование отношений; • его результаты пролонгированы во времени; • они с трудом подвергаются критериальному анализу; • сам процесс носит более многофакторный характер. Эта многофакторность на государственном уровне заключается в том, что в воспитании подрастающего поколения, помимо школы, участвуют различные государственные и общественные институты (семья, церковь, средства массовой информации, профильные ко митеты региональных правительств, общественные организации и т.п.). На уровне отдельного образовательного учреждения эта много факторность включает в себя ту самую скрытую педагогическую ре альность, которая в совокупности с нормативно-организационным компонентом (явная реальность) всей совокупностью своих ф ак торов обеспечивает (или не обеспечивает) эффективность школьного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих факторов. Возрастосообразная школа Речь идет о проектировании и организации образовательного пространства, в котором ребенок-ученик проводит большую часть своей жизни и которое должно в максимальной степени соответ ствовать возрастным психологическим и психофизиологическим установкам, ожиданиям и особенностям данного возраста. Если сравнивать по ступеням обучения, то на первое место по выполнению этого требования можно уверенно поставить начальную школу. Начиная от интерьера классной комнаты и облика первой учительницы («вторая мама») и кончая преобладанием игровых форм и методов обучения, контроля и оценки учебных достижений — все 1 Фрумин И.Д. Тайны школы [Текст] / И. Д. Фрумин / / Директор школы. — 1999. —№ 6. —С. 3-11. 386
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz