Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
и подобные понятия часто встречаются в работах по проблематике, касающейся скрытой педагогической реальности. В работах идет речь о необходимости создания особых предметно-пространственных и знаково-символьных развивающих, воспитывающих и образова тельных сред, в которых ребенок-ученик должен не только чув ствовать себя комфортно (см. ниже возрастосообразная школа), об живать и одухотворять, но и социализировать и одушествлять в сов местной деятельности с учителем. В противном случае школа становится чужой, социальная уста новка отчуждения — доминирующей, учитель и ученик приходят сюда отбывать повинность. И когда пребывание в такой среде ста новится для подростка, школьника особенно невыносимым, он на чинает обживать ее в дикой неокультуренной форме. Существует понятие «уклад школьной жизни», которое отражает и явную, и скрытую реальности школьной жизни. В него входят и ор ганизационно-нормативный компонент, который конструируется на основе определенных социально-образовательных эталонов (норм, стандартов), и личностно-ценностный, который, хотя и поддается некоторой внешней формализации (традиции, атрибуты, ритуалы, символы, мифы), тем не менее, это скорее сама атмосфера школь ного дома, которая сознательно или (чаще всего) неосознанно созда ется его «жителями». Очень точно и образно подходит к описанию феномена скрытой педагогической реальности И. Фрумин: «Как правило, мы стара емся говорить о тех вещах, о которых можем найти слова; описы ваем такие события, которые можно представить в виде картинки; анализируем то, что поддается нашим инструментам видения и анализа. При этом мы ощущаем, что что-то существенное уплы вает от нашего восприятия, выпадает из нашего описания. Но вместо попыток найти новые способы общения с реальностью мы упорно продолжаем иметь дело с вторичными, маловажными, но поддающимися нашему непосредственному восприятию феноме нами. Хорошо об этом сказал Маленький Принц: “Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: “А какой у него голос? В какие игры он играет? Любит ли он бабочек?” Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?” И после этого воображают, что они узнали человека». Нелишне вспомнить и другую фразу из этой мудрой книжки: “Зорко одно лишь сердце” . В школе происходит очень много важных событий, которые ускользают из поля нашего внимания потому, что мы их 385
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz