Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

и подобные понятия часто встречаются в работах по проблематике, касающейся скрытой педагогической реальности. В работах идет речь о необходимости создания особых предметно-пространственных и знаково-символьных развивающих, воспитывающих и образова­ тельных сред, в которых ребенок-ученик должен не только чув­ ствовать себя комфортно (см. ниже возрастосообразная школа), об­ живать и одухотворять, но и социализировать и одушествлять в сов­ местной деятельности с учителем. В противном случае школа становится чужой, социальная уста­ новка отчуждения — доминирующей, учитель и ученик приходят сюда отбывать повинность. И когда пребывание в такой среде ста­ новится для подростка, школьника особенно невыносимым, он на­ чинает обживать ее в дикой неокультуренной форме. Существует понятие «уклад школьной жизни», которое отражает и явную, и скрытую реальности школьной жизни. В него входят и ор­ ганизационно-нормативный компонент, который конструируется на основе определенных социально-образовательных эталонов (норм, стандартов), и личностно-ценностный, который, хотя и поддается некоторой внешней формализации (традиции, атрибуты, ритуалы, символы, мифы), тем не менее, это скорее сама атмосфера школь­ ного дома, которая сознательно или (чаще всего) неосознанно созда­ ется его «жителями». Очень точно и образно подходит к описанию феномена скрытой педагогической реальности И. Фрумин: «Как правило, мы стара­ емся говорить о тех вещах, о которых можем найти слова; описы­ ваем такие события, которые можно представить в виде картинки; анализируем то, что поддается нашим инструментам видения и анализа. При этом мы ощущаем, что что-то существенное уплы­ вает от нашего восприятия, выпадает из нашего описания. Но вместо попыток найти новые способы общения с реальностью мы упорно продолжаем иметь дело с вторичными, маловажными, но поддающимися нашему непосредственному восприятию феноме­ нами. Хорошо об этом сказал Маленький Принц: “Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: “А какой у него голос? В какие игры он играет? Любит ли он бабочек?” Они спрашивают: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?” И после этого воображают, что они узнали человека». Нелишне вспомнить и другую фразу из этой мудрой книжки: “Зорко одно лишь сердце” . В школе происходит очень много важных событий, которые ускользают из поля нашего внимания потому, что мы их 385

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz