Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Важной задачей обучения является формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности). Одним из ключевых условий организации обучения становится свобода самовыражения, которая предполагает снятие всех сдержи вающих и стрессообразующих факторов учебного процесса при об суждении острых проблем современности. В результате на уроке создается доброжелательная атмосфера сотрудничества и диалога как ведущий метод обучения. Принцип вариативности в таком обучении приобретает два зна чения: 1. По отношению к содержанию образования — все ключевые переломные этапы отечественной и мировой истории рассматрива ются как точки бифуркации или возможного выбора, дальнейшего разворачивания событий. Точка бифуркации — критическое состояние системы, при ко тором система становится неустойчивой, возникает неопределен ность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядо ченности. Главное свойство точки бифуркации — предсказуемость. Обычно точка бифуркации имеет несколько веточек аттрак тора (устойчивых режимов работы), по одному из которых пойдет система. Однако заранее невозможно предсказать, какой новый ат трактор займет система. 2. По отношению к самому ученику — предполагается формиро вание учащимися способностей к сравнительному анализу этих ва риантов развития истории и выбору собственного аттрактора, т.е. выработке собственной точки зрения на наиболее оптимальный ва риант развития событий. Наиболее подходящие педагогические технологии: • технология развития критического мышления; • технология проблемного обучения; • технология «мастерская знаний»; • обучение в сотрудничестве; • шесть «волшебных задач»; • проектное обучение; • диалог культур; • межпредметное погружение. Наиболее подходящие методы обучения: • регламентированная дискуссия; • проблемная лекция; 382
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz