Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы по­ ведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. В качестве одного из определений остановимся на представлении менталитета как совокупности умственных, эмоциональных, куль­ турных особенностей, ценностных ориентаций и установок, при­ сущих социальной или этнической группе, нации, народу, народ­ ности (иногда на бытовом уровне этим понятием характеризуют мировоззрение или образ мыслей отдельного человека). Говоря о таком аспекте ментальности, как культурные особен­ ности и ценностные установки, следует отметить, что у значительной части старшеклассников она формируется в основном на образцах шпадной культуры. Рассматривая проблемы формирования гражданской идентич­ ности, можно говорить о существующем в настоящее время в России кризисе идентичности личности, следствием которого является в том числе кризис гражданской идентичности. В качестве основных пред­ посылок возникновения этой проблемы ученые отмечают: • дезинтеграцию; • глобализацию; • социальную неопределенность; • ксенофобию; • национализм; • межэтническую напряженность; • всплеск национального самосознания у представителей этни ­ ческих меньшинств. B.C. Гершунский почти двадцать лет назад предупреждал о том, что истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связана прежде всего с ментальной несовместимостью людей и народов: «У каждого своя правда... Именно эта “разность потен­ циалов" является основной причиной дезинтеграции, противосто­ яния, вражды и насилия, которые вполне способны погубить мир...»1. Становление гражданской идентичности Становление гражданской идентичности школьника, как осо- інание учащимся своей принадлежности к общности граждан России и элемента самосознания, требует формирования четырех личностных компонентов: 1 Іершунскии Ь.С. Философия образования [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Гер­ шунский М.: Флинта: ИПСИ, 1998. —С. 19. 380

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz