Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

его ответственность, достоинство, благородство, и которые содер­ жатся в английских словах civil и civility и которые как раз и содер­ жатся в выражении «гражданское общество» — civil society'. Компромиссные варианты определения предлагают: А.Г. Асмолов: «Гражданская идентичность — осознание лич ­ ностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе»2. При этом ученый отмечает, что гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социаль­ ному и природному миру. Современный политологический словарь определяет гражданскую идентичность как часть социальной идентичности индивида и отра­ жает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представ­ лениям о самих образованиях и структурах, их оценке индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть3. Интересную трактовку понятия дает Е.А. Гришина, которая го­ ворит о гражданской идентичности с позиции тождественности ин­ дивида обществу, в основу которой положены «типические социо­ культурные измерения» (язык, ментальность, картина мира, социо­ культурные ценности, нормотипическое поведение), и указывает на то, что гражданская идентичность имеет в своей основе потребность общества в интеграции через приобщение к общим для данного со­ циума социальным ценностям и целям, выражаемым через такие ценностные символы и атрибуты, как Родина, страна, государство, и которые наполняются конкретным содержанием через социокуль­ турный контекст4. Близким по значению понятию «гражданская идентичность» яв ­ ляется понятие «менталитет» («ментальность»). Это понятие весьма 1 Гофман А.Б. В поисках утраченной идентичности: традиции, традицио­ нализм и национальная идентичность [Текст] / А.Б. Гофман / / Вопросы социальной теории: Научный альманах. Т. IV. Человек в поисках иден­ тичности. — М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. —С. 241—254. 2 Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в на­ чальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Ас- молова. — М.: Просвещение, 2011. — 151 с. 3 Даниленко В.И. Современный политологический словарь. —М.: Nota Bene, 2000. - 1016 с. 4 Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мо­ ниторинговых исследований 90-х гг. [Текст] / Е.А. Гришина: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. —М., 2000. —48 с. 379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz