Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Разрушение нравственного здоровья общества выразилось в его криминализации и наркотизации, эпидемии болезней, вызываемых антисоциальным поведением, замещении социальных и патриоти ческих ценностей антисоциальными и антипатриотическими. Не менее опасно и разрушение системы жизненных ценностей, традици онных для России. Наконец, непосредственное влияние на эффективность управ ления школьным образованием вообще и воспитанием в частности оказал (и продолжает оказывать) кризис национальной идейной иден тичности, связанной с революционным отрицанием идеологии со ветского периода, и безрезультативный поиск альтернативной на циональной идеи, способной консолидировать общество. Но даже самые ярые критики советского периода признают эффективность воспитания (особенно патриотического) в советских школах. По данным социологических опросов (2003 г.), из 42 тыс. учащихся ПТУ примерно 31,2% детей не хотели бы родиться и жить в России, а еще 21,6% затруднились с ответом на этот вопрос1. Выросло целое поколение, которое никогда не слышало светлов- скую «Гренаду», не пело «С чего начинается Родина» или «Моск вичи», не читало «Как закалялась сталь», не имеет представления о юных героях Великой Отечественной войны. Из опыта работы В нашей жизни и школе не просто многое изменилось. Может быть, я, не будучи историком, и ошибаюсь, но мне кажется, что в ней повто рилось то, что в истории отечественного образования случилось лишь однажды, в 1917 г.: прервался процесс социального воспроизводства по колений. А это означает, что приостановился сам процесс воспитания. Что такое социальное воспроизводство поколений? Не обращаясь к научной терминологии, скажу просто, как родитель: это когда фильмы «Щит и меч» или «Доживем до понедельника» соби рают вечером у экрана всю семью. Это когда свежую публикацию в «Комсомольской правде» или «Новом мире» читают, передавая друг другу, три поколения в одной семье, а биографии отца и деда — воина или целинника, врача, геолога или учителя, воспетые в талантливых ху дожественных фильмах и пропагандируемые в умных, тонких и точных по интонации телевизионных передачах, продолжаются в жизненном пути сына и внука. И пусть даже не продолжаются впрямую, но прорастают в сердце, ес тественным образом определяя отношение к людям, к миру. 1 Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профес сионального образования) [Текст]: научно-метод. сборник / авт.-сост. И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. —М.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2003. 377
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz