Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблю­ дениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окру­ жающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой. В Школе самоопределения учитель должен угадать сегодняшнюю потребность ученика в той или иной деятельности, преобладающее на­ строение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимо­ действия, самовыражения и самодеятельности. В начальной школе особое внимание уделяется средствам самовы­ ражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для раз­ вития процессов понимания и рефлексии, умения выстраивать соб­ ственную деятельность. Важной задачей учителя является не пере­ дача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода пред­ стоящей работы. Главное! Одной из ключевых потребностей в подростковом возрасте явля­ ется потребность в самоопределении и самоутверждении в деятельности. В отличие от традиционной школы, где ученики заняты преимуще­ ственно одним видом деятельности (академической) и поэтому не имеют возможности для реализации этой потребности, в Школе Ту­ бельского каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде со­ здания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, соци- ально-правового, трудового, досугового, игрового и т.п. Один день в неделю посвящается трудовой подготовке — уча­ щиеся сами определяют виды деятельности , которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два ме­ сяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение не­ скольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда. В старшей школе (10 и 11 классы), за исключением нескольких об я за т е л ьны х предм етов , обучени е ведется по индивиду­ альным учебным планам, которые составляет сам ученик. 373

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz