Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универ­ сальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваива­ ются некоторые понятия и алгоритмы. 2. Учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными уме­ ниями (межпредметные погружения). 3. Развитие рефлексивных способностей и учеников, и учи ­ телей: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, те­ мами своеобразного подросткового философствования. Это по­ зволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять обра­ зовательный процесс вместе с детьми. 4. Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопо­ ставления своих представлений с представлениями других людей. 5. Школьное самоуправление, позволяющее развивать у учеников навыки демократического и культурного взаимодействия. Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демокра­ тического общества. Учителями, учениками и родителями разрабо­ таны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократи­ ческим путем совет школы и суд чести. 6. Скрытое образовательное пространство (школа —дом): символы, традиции, атрибуты школьной жизни, играющие роль неявных об­ разовательных и воспитывающих факторов. 7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование: по­ добно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен видеть свой предмет как средство развития и воспитания ученика, находить в нем возможности для этого, критически осмыс­ ливать свой опыт и рефлексировать по поводу профессиональных удач и неудач. В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию ор­ ганов чувств — осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. Условием такого развития признается деятель­ ность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями проживают различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, ими­ тирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей 372

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz