Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
В основе концепции Школы самоопределения лежит идея о том, что главная задача человека — максимально реализовать свою челове ческую сущность, индивидуальность, стать самим собой («тем, что я есть»). Отсюда следуют целевые ориентации Школы самоопределения: 1. Обретение ребенком своего «Я», создание условий для свобод ного самопознания, самовыражения, самоопределения личности. 2. Помощь учащимся в осознании своей индивидуальности и при звания, в выборе профессии. 3. Развитие самодеятельности, обеспечение пробы сил учащихся в познавательной, трудовой, художественно-творческой, обще ственно-организаторской, игровой, физкультурно-спортивной дея тельности и др. В 1985 г., начиная работать в школе директором, А.Н. Тубельский предложил три главных педагогических принципа: • общественно-полезную направленность как стержень всей дея тельности коллектива; • взаимодействие старших и младших, формирование опыта сов местной работы; • сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост. Воспитание нельзя отделить от образования, поэтому все многооб разные пространства школы считаются и воспитательными, и обра зовательными, только часть из них находится в урочно-предметном пространстве, а большая часть — во внеурочном. Процессы, происходящие в этих пространствах, отражают ос новную идею антропоцентрической парадигмы педагогики (см. гл. 2) и феноменологической теории А. Маслоу о том, что ребенок по является на свет уже с заданным потенциалом развития и, разви ваясь, осуществляет свою предзаданность в определенных культуро сообразных формах мышления и деятельности (философии, ре лигии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования — как процесс поиска, уз навания, формирования образа «Я». Особенности педагогической системы Школы Тубельского Базовые отличительные особенности школы А.Н. Тубельского: 1. Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о дея тельности, в которой это содержание становится моментом образо вания личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый 371
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz