Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
задушевные слова не достигают цели... Не люблю подолгу стоять у окна, когда веду урок, и метаться на фоне доски от окна к двери тоже. Люблю неторопливо, то левым, то правым проходом между партами, войти в глубину класса, видя лицо каждого...». Широко использует Е.Н. Ильин прием «пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем. При изу чении драматических произведений на уроках Ильина разыгрыва ются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дис куссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения. Е.Н. Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения. Результатом учебного процесса, организованного этим талант ливым педагогом, являются глубокие знания учеников. Этика отметки. Е.Н. Ильин пишет: «Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии: каждую кор ректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по-толс товски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой “румянец” , личное отношение, за которым “мнения чужие только святы” . О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? От личные, но не личные, радости не приносят. Высоким баллом оце нивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже результат! О трудном спрашивают “трудных” —так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». Деталь. В педагогическом искусстве Е.Н. Ильина громадное зна чение имеет маленькая, казалось бы, самая незначительная деталь изучаемого литературного текста. Е.Н. Ильин пишет: «“ Несмею- щиеся” глаза Печорина, многократно повторяемое кабанихинское “ну” , тонкие ироничные губы Базарова, “плоское” лицо князя Ва силия — штрихи, способные не просто открыть страницу, но и рас пахнуть книгу. Целое пугает, отталкивает, но манит и ведет его часть. Может, от нее и пойдем? Деталь, как выразилась однажды уче ница, — это подробность с ниточками. Мелочи — крупный план! — 369
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz