Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

задушевные слова не достигают цели... Не люблю подолгу стоять у окна, когда веду урок, и метаться на фоне доски от окна к двери тоже. Люблю неторопливо, то левым, то правым проходом между партами, войти в глубину класса, видя лицо каждого...». Широко использует Е.Н. Ильин прием «пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем. При изу­ чении драматических произведений на уроках Ильина разыгрыва­ ются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дис­ куссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения. Е.Н. Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения. Результатом учебного процесса, организованного этим талант­ ливым педагогом, являются глубокие знания учеников. Этика отметки. Е.Н. Ильин пишет: «Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии: каждую кор­ ректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по-толс­ товски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой “румянец” , личное отношение, за которым “мнения чужие только святы” . О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? От­ личные, но не личные, радости не приносят. Высоким баллом оце­ нивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже результат! О трудном спрашивают “трудных” —так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя». Деталь. В педагогическом искусстве Е.Н. Ильина громадное зна­ чение имеет маленькая, казалось бы, самая незначительная деталь изучаемого литературного текста. Е.Н. Ильин пишет: «“ Несмею- щиеся” глаза Печорина, многократно повторяемое кабанихинское “ну” , тонкие ироничные губы Базарова, “плоское” лицо князя Ва­ силия — штрихи, способные не просто открыть страницу, но и рас­ пахнуть книгу. Целое пугает, отталкивает, но манит и ведет его часть. Может, от нее и пойдем? Деталь, как выразилась однажды уче­ ница, — это подробность с ниточками. Мелочи — крупный план! — 369

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz