Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

книги —сразу к жизни, а потом — куда угодно, хотя бы к литера­ туре...»); • так как книга в целом не может всеми «клеточками» текста непо­ средственно соприкасаться с нашей сегодняшней жизнью, и тем более с опытом учителя и учеников, — взять из нее нужную стра­ ницу, деталь, а остальное пока (а, может быть, и навсегда) отод­ винуть в сторону. Чтобы связать эту деталь с жизнью, нужны особые приемы. Особенности методики Общение. Е.Н. Ильин пишет: «Школа —тот мир, где без челове­ ческих симпатий, взаимопонимания, духовного равенства и контакта нельзя. Урок — прежде всего ВСТРЕЧА и уже потом — предмет, анализ, журнал. Первые минуты —доверительный, домашний раз­ говор. До поры, когда без книги нельзя. Тут-то и щелкнут замки дип­ ломатов, сумок, портфелей, зашелестят страницы... И разговор о книге пойдет уже на уровне тех человечьих минут, что рождены встречей. Так постепенно сложился мой метод урока —ОБЩЕНИЕ. Нет, это не игра в хорошие отношения, а способ расковать ученика, чтобы тот учился в полную силу, легко и радостно, читал не только для себя, а чтобы общаться, удивлять и радовать догадками, предпо­ ложениями, открытиями....... Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи. Здесь мы приняли и поддержали то, с чем десятилетиями боролась школа, — молчащего ученика. В динамике общего, ожив­ ленного разговора он не мог быть и не был инертным, безучастным. А как удобнее высказаться: молчанием или словом — пусть решит сам. Фонетическая и душевная активность не всегда совпадают. Когда-нибудь поймем это и научимся, если не оценивать, то, по крайней мере, ценить молчание». Артистизм учителя. Е.Н. Ильин придает огромное значение пе­ дагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы — это искусство, и учитель — художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой «гале­ реей образов, фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и сло- весник-академист как один из типичных представителей неживой, незримой литературы». «В моей практике, — писал он, — немало случаев, когда жест бывал красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то, на что потребовались бы монологи. Где нужно всего лишь мимолетное движение души, там и самые проникновенные, 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz