Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

...Итак, придя в школу, я не побоялся приплюсовать книгу к жи­ тейским тревогам и заботам ребят, наделить ее прикладной (!), праг­ матической (!), профилактической (!) функцией. ПРИ — ПРА — ПРО (позволю себе этот каламбур) сделали ее действительно же­ ланной и нужной. Не отразимся мы с ней —не отразится и она в нас. Значит, Наташу Ростову и Наташу Петрову, образно говоря, посадим за одну парту. Возразят: имеет ли право иная Наташа Петрова сидеть рядом с толстовской? Имеет! И эта, и та, и другая. Себя и ребят мы настолько напугали “культурными ценностями” , что невольно стали забывать и терять свою ценность. Да, Толстой велик, да, это —ОН, но и мы — это МЫ. Иначе не будет и его. Поставить “плюс” между двумя ценностями — это в первую очередь и главным образом найти в книге ученика со всеми его проблемами. ...Книга живет во всех временах, но “работает” — в сегодняшнем. Только став предметом Человека, книга становится предметом Ис­ кусства. Стало быть, и главная закладка (еще одна интерпретация плюса) не в самой книге, а между книгой и жизнью, книгой и чело­ веком. В связке “учебно-воспитательное” акцент делаю на по­ следнем слове: изучать литературу —это ею воспитывать. Воспитательный подход действительно спасает книгу, ибо психо­ логически требует неразрушенного, нерасчлененного целого. Книга — занятие душевное. Работу с ней нельзя целиком перенести в стихию аналитического ума, проигнорировав “сердечную сферу” . ...Мне действительно удалось не благодаря, а вопреки традициям решить одну из ключевых проблем педагогики — воспитать массового (хоть нынче и не любят этого слова) читателя. И в связи с этим, а вернее, на этой основе решить все остальное. ...Анализ литературного произведения должен вырастать в эти­ ческую проблему». Если выстроить все утверждения Е.Н. Ильина более или менее последовательно, то получится стройная концепция, основные идеи которой могут быть сформулированы следующим образом: • в современной школе образование должно потесниться перед вос- питанием («не воспитывающее обучение, а обучающее воспи­ тание»); • литература в школе — это, по существу, «практическое человеко­ ведение», и основу предмета должно составлять формирование нравственных понятий с использованием литературы как подсоб­ ного материала; • осуществляться это должно путем непосредственного сопостав­ ления литературы и жизненного опыта учителя и учащихся («не от книги — к литературе и дальше от литературы — к жизни, а от 367

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz