Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

психологических позиций и дидактических требований, которые носят инвариантный характер. Среди них: • Доступность усвоения этического материала подростками за­ висит не только от сложности содержания самого материала, но и от того, насколько школьники могут применить усво­ енные знания и способы деятельности в своей жизни после школы. • Надо учить подростков выделять существенное в поступках людей, отделять главное от второстепенного. Таким суще­ ственным являются мотивы поступков (во имя чего совершается поступок) и направленность действий личности (общественная или эгоистическая). • При отборе фактов надо помнить, что в сознании школьников прочно откладывается то, что они эмоционально пережили. • Сообщение знаний о нравственности должно быть тесно связано с личным, доучебным, с его жизнью. • Именно поэтому важно не превращать уроки в морализаторство. В центре внимания должно быть прежде всего обсуждение про­ блемных вопросов, выработка умений действовать в незнакомой ситуации на основе усвоенных этических норм. • Потребность поступать в соответствии с полученным знанием появляется у подростков тогда, когда это знание имеет для него личностный смысл, тогда оно является жизненно значимым. Такое отношение может формироваться на основе индивидуаль­ ного опыта и в процессе сопереживания с опытом другим людей, чаще всего с героями художественным произведений. Именно поэтому на уроках огромное значение имеет использование в ка­ честве фактического материала различных литературных источ­ ников (художественных и публицистических). • При более сложных проблемах (гордость, честь, милосердие) должна преобладать информация учителя, опора на литературные источники. При менее сложных проблемах (доброжелательность, уважение к старшим) следует опираться на личный опыт школь­ ников. • Наблюдение за жизнью классного коллектива поможет учителю увидеть результат уроков, определить, каким сторонам деятель­ ности, общения и отношений подростков следует уделить особое внимание, какой проблеме посвятить следующий урок, какой ва­ риант проведения занятия выбрать. Только при выполнении этих требований процесс формирования ценностных ориентаций будет эффективным , принесет макси­ мальную пользу учащимся. 364

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz