Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
и практике. На понятийном уровне она в той или иной мере раскры вается в этике, эстетике, социальной психологии, педагогической антропологии и включает следующее содержание: ценность —это то, что имеет личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы (В.А. Ядов). Ценностью может быть все: предметы и явления реального мира, средства и условия существования, продукты человеческой деятель ности, характер человеческих отношений. Универсальная функция ценностей — это влияние на опреде ление и самоопределение жизненных установок человека на себя и других людей, на общество в целом и свою деятельность в нем. Ценности, превратившиеся в мотивы поведения, труда и об щения, принято называть ценностными ориентациями. Функции ценностных ориентаций: • координируют связи между направленностью личности и ее ин тегративными качествами (гуманистичностью, коллективизмом, трудолюбием, ответственностью и др.); • выступают главной предпосылкой всех видов активности: позна вательной, трудовой, общественной, творческой и др.; • определяют мотивы самовоспитания; • закрепляют установки на ту или иную деятельность индивида; • активизируют интерес к социальным аспектам жизнедеятель ности человека; • формируют мотивы отношения к себе в самопознании и опре деляют его конечный результат. Личность, располагающая социальными ценностными ориента циями, отличается развитым моральным сознанием, включающим и обеспечивающим: • способность и готовность усваивать нормы и требования обще человеческой морали; • знание принципов и норм морали; • проявление положительных нравственных чувств и настроений; • устойчивую линию поведения; • навыки правильного общения. Все это составляет основу нравственности человека в целом. Эта мысль достаточно четко была высказана в свое время Н.А. Добролюбовым. Он считал, что главная забота школы состоит в развитии внутреннего (нравственного) человека, готового к слу жению обществу, Родине. Он подчеркивал, что осознанное отно шение на основе собственных критериев благонравия делает чело века нравственным и наоборот: «Привыкая делать все без рассуж дения, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек 361
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz