Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
а потом вмешался Всевышний и вложил в неразумную обезьянью голову и разум, и нравственное чувство. Закончили. Тишина. Эксперты (а это были одиннадцатиклассники), опасливо поглядывая на завуча, спрашивают, как и положено, присут ствующих: «Будут ли вопросы группе?» — (Вопросов нет). «Допол нения?» —(Дополнений нет). В совершенном отчаянии и с тайной на деждой эксперты задают последний «условный» вопрос: «Возражения?!» Вответ —молчание. Эксперты, посовещавшись, ставят группе высший балл. Завуч тихо сползает со стула. Так вот, к чему я вспомнил сейчас этот давний эпизод из школьной практики? Может быть, этот пример заставит задуматься некоторых на стороженно строгих и безапелляционно категоричных в своих суждениях коллег, которые любят с пафосом повторять, что урок не место для по добных игрищ, что лучше проверить лишний раз, как ученики усвоили основной материал. Не будем спешить с выводами, потому что у этой истории есть продол жение. Через год, проверяя остаточные знания по эволюционному учению у этих теперь уже одиннадцатиклассников, я предложил им небольшую самостоятельную работу, предварительно не предупредив об этом. Ребята сначала пошумели («почему не предупредили?!»), но потом ус покоились и даже заинтересовались: учитель объяснил, что проверяются не они, а сам учитель, что для чистоты эксперимента заранее предупре ждать нельзя, и принялись за работу. У меня было предположение, что лучшие результаты будут именно по той злополучной теме, хотя на другие темы и времени было отведено по программе больше, и зачеты, и самостоятельные работы проводились, как положено. Но. конечно, были и опасения: что если за эмоциональными всплес ками, яркими эпизодами, необычной формой ребята так и не усвоят главное и вся мировоззренческая значимость этой темы будет сведена на нет? Каково же было мое изумление, когда оказалось, что результаты превзошли самые смелые ожидания. Глубокие, взрослые, самостоя тельные суждения, свободное оперирование важнейшими научными понятиями, определениями — вот что показали мои ученики спустя год после этого урока. Они даже цитировали научные статьи, по которым готовились тогда, а ведь прошел год! 6.3. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Когда мы говорим о четвертом компоненте содержания образо вания —об опыте формирования эмоционально-ценностных отно шений на уроке —речь идет именно о воспитании. О воспитании на уроке. Идея ценностей в жизни человека зародилась еще в античной фи лософии. но и сегодня имеет значимость в общественных науках 360
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz