Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

а потом вмешался Всевышний и вложил в неразумную обезьянью голову и разум, и нравственное чувство. Закончили. Тишина. Эксперты (а это были одиннадцатиклассники), опасливо поглядывая на завуча, спрашивают, как и положено, присут­ ствующих: «Будут ли вопросы группе?» — (Вопросов нет). «Допол­ нения?» —(Дополнений нет). В совершенном отчаянии и с тайной на­ деждой эксперты задают последний «условный» вопрос: «Возражения?!» Вответ —молчание. Эксперты, посовещавшись, ставят группе высший балл. Завуч тихо сползает со стула. Так вот, к чему я вспомнил сейчас этот давний эпизод из школьной практики? Может быть, этот пример заставит задуматься некоторых на­ стороженно строгих и безапелляционно категоричных в своих суждениях коллег, которые любят с пафосом повторять, что урок не место для по­ добных игрищ, что лучше проверить лишний раз, как ученики усвоили основной материал. Не будем спешить с выводами, потому что у этой истории есть продол­ жение. Через год, проверяя остаточные знания по эволюционному учению у этих теперь уже одиннадцатиклассников, я предложил им небольшую самостоятельную работу, предварительно не предупредив об этом. Ребята сначала пошумели («почему не предупредили?!»), но потом ус­ покоились и даже заинтересовались: учитель объяснил, что проверяются не они, а сам учитель, что для чистоты эксперимента заранее предупре­ ждать нельзя, и принялись за работу. У меня было предположение, что лучшие результаты будут именно по той злополучной теме, хотя на другие темы и времени было отведено по программе больше, и зачеты, и самостоятельные работы проводились, как положено. Но. конечно, были и опасения: что если за эмоциональными всплес­ ками, яркими эпизодами, необычной формой ребята так и не усвоят главное и вся мировоззренческая значимость этой темы будет сведена на нет? Каково же было мое изумление, когда оказалось, что результаты превзошли самые смелые ожидания. Глубокие, взрослые, самостоя­ тельные суждения, свободное оперирование важнейшими научными понятиями, определениями — вот что показали мои ученики спустя год после этого урока. Они даже цитировали научные статьи, по которым готовились тогда, а ведь прошел год! 6.3. ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Когда мы говорим о четвертом компоненте содержания образо­ вания —об опыте формирования эмоционально-ценностных отно­ шений на уроке —речь идет именно о воспитании. О воспитании на уроке. Идея ценностей в жизни человека зародилась еще в античной фи­ лософии. но и сегодня имеет значимость в общественных науках 360

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz