Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
гательную функцию: способствует лучшему освоению трех преды дущих. Какие знания глубже всего остаются в памяти? Те, восприятие, осмысление и запоминание которых каким-то образом оказалось значимым, ценностным для нас. Какими умениями овладеваем наиболее эффективно? Теми, в которых мы испытываем потреб ность. Покопайтесь в собственной памяти, что вы помните сегодня из школьной биологии, химии, географии? Вспомнили? А теперь еще раз напрягите память: почему запомнилось именно это? Может быть, новая симпатичная учительница пришла в класс, может, не так стояли парты на уроке, а может, выяснилось, что о таких сложных вещах, как открытие строения ДНК , можно писать легко и с юмором, как это сделали два молодых англичанина (кстати, полу чившие за свое открытие Нобелевскую премию). Из опыта работы автора Как-то на урок биологии в десятом классе ребята принесли журнал «Новый мир», в котором была опубликована статья одного религиозного философа, которая называлась «Научна ли научная картина мира?» (в свое время эта статья наделала немало шума в печати). В ней ставилась под сомнение объективная значимость и ценность естественнонаучного знания, которое сегодня дается в школе. Критиковались и физика, и ма тематика, но больше всего досталось школьной биологии. Автор писал (за точность цитаты сейчас не ручаюсь, но близко к тексту): тот, кто нынче придерживается взглядов Дарвина, плохо знает биологию, а тот, кто преподает дарвинизм другим, вообще ее не знает. Вот эта статья и легла на учительский стол в самом начале урока, а тема урока была, между прочим, «Происхождение человека». Ясно, что от первоначального плана урока пришлось отказаться, ма териал, как говорится, жег руки. Разумеется, за сорок пять минут ни вы говориться, ни тем более договориться не успели и решили подготовить и провести на эту тему регламентированную дискуссию. Разбились на группы. Две недели школа бурлила, группы собирались по вечерам, часами пропадали в библиотеках, учителя возмущались, что дети запустили ос тальные предметы «из-за вашей биологии», но, наконец, наступил ре шающий день. Надолго он запомнился! Да и разве забудешь хотя бы такой эпизод. Гаснет свет, и в класс с заж женной свечой, с Библией, с огромным медным крестом входят пятеро учеников, становятся перед онемевшими от изумления слушателями и в течение семи минут (а именно столько отводилось каждой группе на защиту своей позиции) разъясняют классу, что эволюция человека шла не совсем так, как ее описывает Ч. Дарвин. Не мог человек возникнуть в ходе естественного отбора! Да, до древней обезьяны развитие природы шло, возможно, именно так, как предположил великий англичанин, 359
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz