Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
• Допустим, что и третий компонент (опыт творческой деятель ности), наверное, присутствовал на уроках или во внеурочной дея тельности. Например, они успешно выступили на конференции, посвященной бережному отношению к природе. Чего же не было в содержании этих уроков, какой же опыт уче ники так и не приобрели? Опыт сопереживания, сочувствования, выращивания ценностей... Ценности бывают базовые и периферийные (временные). Ба зовые (общечеловеческие) остаются с человеком на всю жизнь. Пе риферийные, временные меняются с возрастом и с изменением об стоятельств жизни. Важно не путать одни с другими и учить этому ребят. Почему так трудно формировать ц енностные отношения в школе.’ Потому что ценности, декларируемые школой, и ценности наших подрастающих учеников, их родителей — очень часто разные ценности. Могут ли ими быть общ еч еловеческие ц енности? Могут. И должны. Но для того, чтобы они имели педагогическую силу, детей должны окружать повсеместно носители этих ценностей. Нотации не действуют. Нужен пример. Это должны быть старшие товарищи или референтные взрослые. Когда такие люди оказыва ются рядом с подростком, происходит маленькое педагогическое чудо. Учитель может включить в содержание образования через свой предмет опыт формирования эмоционально -ценностных отно шений. Это можно сделать, проектируя содержание образования на уровне учебного предмета, раздела или темы, путем: • обращения к личному опыту ученика; • анализа жизненных ситуаций, драматических и комических, свя занных с изучаемой темой; • обращения к истории открытий, биографиям ученых; • проектирования ситуаций столкновения житейского, донаучного знания учеников с новым научным знанием (демонстрация кон структивности, красоты и силы научного знания). Обратим внимание, что пока мы не говорим ни о методах обу чения, ни о приемах, ни о личности самого учителя. Только о проек тировании содержания образования, причем, не меняя его карди нально. Но уже здесь скрыты колоссальные возможности сделать обучение более значимым для самого ученика. Этот компонент содержания образования не только самостоя тельный компонент социокультурного опыта, он еще несет вспомо 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz