Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

учитель — хочет он этого или не хочет, осознает или не осознает — осуществляет свое воспитательное воздействие на своих учеников. Это означает, что именно на уроке ученик может и должен полу­ чать жизненно необходимый опыт формирования эмоционально­ ценностных отношений как к изучаемому учебному материалу, так и к тем областям человеческой культуры и духа, которые описыва­ ются следующими понятиями: • самоактуализация; • духовный рост; • ценностное самоопределение; • выбор жизненных сценариев и моделей поведения. 6.2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТЛИЧНАЯ ОТМЕТКА ВАТТЕСТАТЕ? Из опыта работы автора Недавно молодежная газета опубликовала заметку о двух школьниках- девятиклассниках. Зоологию ребята уже изучили и теперь проходили анатомию и физиологию человека. Так вот, имея отличные отметки по зоологии, эти отроки от нечего делать поймали кошку, облили бензином, подожгли и выкинули на мостовую, наблюдая, как орущий огненный клубок катится под несущиеся машины. Машина, пытаясь увернуться, ударилась о столб, водитель погиб. Позже классный руководитель гово­ рила о том, что школа не может нести ответственность за этот поступок ребят, так как учатся эти ребята (в том числе и по биологии (!)) на от­ лично. Когда я рассказываю об этом случае своим учителям биологии (слу­ шатели курсов повышения квалификации), реакция всегда следует одна и та же. Сперва —молчание, а потом хор возмущенных голосов: «Зачем вы нам это рассказали? Вы хотите сказать, что это мы и школа вино­ ваты? Мы свое дело сделали. Выучили. А что такие уроды выросли — так вы посмотрите, что они по телевизору да в интернете смотрят... Что мы можем этому противопоставить?» Давайте попробуем проанализировать эту ситуацию в логике на­ шего рассказа о содержании образования как отражении социокуль­ турного опыта. Что же еще транслируется от поколения к поко­ лению, кроме знаний и умений? Что означают отличные отметки по зоологии у этих школьников: • что первый компонент содержания образования (знания) усвоен хорошо: они знают про эту кошку все —и как у нее глаз устроен, и как мочеточник работает, и кто ее предки, и как она вскармли­ вает своих детенышей; • что и второй компонент (способы деятельности) ребята усвоили полностью — овладели необходимыми специальными и обще­ учебными умениями. 357

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz