Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Как следствие такого образования на выходе из школы подав­ ляющее большинство учеников оказываются вооруженными на­ бором отдельных знаний и умений по отдельным учебным дисцип­ линам, но с несформированным научным мировоззрением и лич ­ ностным мировосприятием . В стороне остается и устойчивая нравственная позиция, проявляющаяся в социальной ответствен­ ности, порядочности, искренности. По словам К.Д. Ушинского, «ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самодеятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или прочли; они рано делаются ка­ кими-то только мечтающими пассивными существами, все собира­ ющимися жить и никогда не живущими, все готовящимися к дея­ тельности и остающимися навсегда мечтателями... Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать —думать) и неспособность что- нибудь делать — вот плоды такого воспитания»1. Но если школа и семья не смогли сформировать у ребенка (уче­ ника) высокие духовные и нравственные качества личности, то сама жизнь —жестокая, прагматичная и агрессивная — заполнит эту пус­ тоту. Так, поле, не засеянное культурными растениями, очень быстро зарастает сорняками. Конечно, воспитание (а мы сейчас говорим именно о нем) более многофакторный процесс, чем обучение. Для достижения его целей нужна целостная общественно-государственная система воспитания, похожая на ту, которая была когда-то в нашем советском прошлом и которая существует во многих развитых странах и сегодня. Из опыта работы Хотя почти двадцать лет я, как и любой учитель-предмета ик, зани­ мался в основном обучением — вел уроки, боролся с неуспеваемостью, готовил ребят к экзаменам, но всегда подспудно стояла другая, более высокая цель —вырастить Человека. Но если, обучая ребят основам естественных наук, я мог позволить себе известную автономность в работе (собственная голова и учебная программа — вот и все, что определяло ее успешность), то в том, что касается воспитания, я, как, впрочем, и все мои коллеги, всегда тыся- Ушинскиіі К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической ан­ тропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. —М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. —239 с. 355

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz