Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Глава б ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ 6.1. ЦЕННОСТИ ВОБРАЗОВАНИИ ИЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В продолжение логики изложения эту главу следовало бы назвать «Личностно-ориентированные технологии обучения». Но при вни­ мательном анализе этого понятия обнаруживается, что любое обу­ чение в той или иной степени оказывается личностным: ведь усвоенные знания, специальные и общеучебные умения (предметно-ориенти­ рованные технологии обучения), каким бы образом ни происходило это усвоение, все равно становятся достоянием личности, или лич­ ностными новообразованиями. А явно выраженный развивающий ха­ рактер описанных выше метапредметных технологий обучения, разве не делает их одновременно и личностно-ориентированными?! Если обратиться еще раз к тезису об ограниченном образовательном потенциале любой образовательной системы, то становится ясно, что и ученые, которые проектировали эти технологии, и учителя, ис­ пользующие их в учебном процессе, делают акцент на вполне опре­ деленные ориентиры образования: знания и умения (предметные и метапредметные). Однако, помимо знаний о мире и способов деятельности в нем, социокультурный опыт человечества, транслируемый в процессе обу­ чения от поколения к поколению, включает в себя такой важнейший компонент, как опыт эмоционально-ценностных отношений. Это опыт формирования отношений учеников к базовым цен­ ностям (жизнь, здоровье, семья, Родина, труд, честь, достоинство и др.), опыт самоопределения, выбора жизненных сценариев и моделей поведения. К сожалению, именно этот опыт, так востребованный совре­ менным обществом, в котором так нуждается подрастающее поко­ ление, в практике сегодняшнего школьного образования, ориенти­ рованного в основном на подготовку учащихся к ЕГЭ, очень часто оказывается не включенным в содержание образования на уровне учебного предмета. У учителей, особенно в старших классах, на уроках просто нет времени для создания соответствующих нравственно-педагогических ситуаций при изучении учебного материала: надо готовить учеников к экзамену (ЕГЭ), в содержание которого этот опыт не входит. 354

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz