Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

Изучаем клетку. Учитель, рисуя на доске схему, на одном уроке рас­ сказывает про наружную клеточную мембрану, на последующих — о других клеточных структурах, не забывая подчеркивать, что их оболочки очень похожи по строению на ту самую мембрану. И вот на одном из последних уроков по теме поднимается рука и ученица робко спрашивает: «А что, если в клетке нет никаких отдельных частей, а вся клетка представляет собой единую мембранную сис­ тему?» Учитель поражен —он сам хотел про это говорить! Он даже при­ готовил модель: три полиэтиленовых мешка вложил один в другой и собирался разрезать их на глазах учеников, показывая эту самую мембранную систему. А она увидела это сама! Вы скажете, что одна ученица догадалась, совершила этот самый творческий акт, но ведь это не есть результат целенаправленных дей­ ствий учителя. И вообще творчество — это тайна за семью печа­ тями —управлять невозможно. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Ну, конечно, А. Ахматова совершенно права... И все же, все же, все же... Если речь идет об учебном творчестве, то, во-первых, здесь суще­ ствуют целостные, хорошо разработанные технологии (ТРИЗ), а во- вторых, богатейшая палитра приемов, накопленная педагогической практикой, свидетельствует о том, что этим процессом можно и должно управлять. На таком же уроке, но в другом классе, рисуя на доске схему строения клетки, учитель, памятуя об озарении одной ученицы, не­ много изменил рисунок. Нет, он не грешил против науки, но, раз­ мещая на схеме изображения различных клеточных структур, делал это таким образом, чтобы целостность мембранной системы стала более очевидна. Какое же чувство восторга он испытал, когда в классе вдруг бук­ вально взметнулись сразу несколько рук. Увидели! Выходит — про­ цесс управляем. Видение новой функции объекта Пятиклассник знакомится с клеткой как с единицей строения, кирпичиком, из которого построено все живое. Но та же самая клетка предстает перед девятиклассником уже как единица развития многоклеточного организма. А одиннадцатиклассник должен при­ ложить определенные усилия, чтобы в давно знакомом и уже, каза­ 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz