Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).
Изучаем клетку. Учитель, рисуя на доске схему, на одном уроке рас сказывает про наружную клеточную мембрану, на последующих — о других клеточных структурах, не забывая подчеркивать, что их оболочки очень похожи по строению на ту самую мембрану. И вот на одном из последних уроков по теме поднимается рука и ученица робко спрашивает: «А что, если в клетке нет никаких отдельных частей, а вся клетка представляет собой единую мембранную сис тему?» Учитель поражен —он сам хотел про это говорить! Он даже при готовил модель: три полиэтиленовых мешка вложил один в другой и собирался разрезать их на глазах учеников, показывая эту самую мембранную систему. А она увидела это сама! Вы скажете, что одна ученица догадалась, совершила этот самый творческий акт, но ведь это не есть результат целенаправленных дей ствий учителя. И вообще творчество — это тайна за семью печа тями —управлять невозможно. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда...» Ну, конечно, А. Ахматова совершенно права... И все же, все же, все же... Если речь идет об учебном творчестве, то, во-первых, здесь суще ствуют целостные, хорошо разработанные технологии (ТРИЗ), а во- вторых, богатейшая палитра приемов, накопленная педагогической практикой, свидетельствует о том, что этим процессом можно и должно управлять. На таком же уроке, но в другом классе, рисуя на доске схему строения клетки, учитель, памятуя об озарении одной ученицы, не много изменил рисунок. Нет, он не грешил против науки, но, раз мещая на схеме изображения различных клеточных структур, делал это таким образом, чтобы целостность мембранной системы стала более очевидна. Какое же чувство восторга он испытал, когда в классе вдруг бук вально взметнулись сразу несколько рук. Увидели! Выходит — про цесс управляем. Видение новой функции объекта Пятиклассник знакомится с клеткой как с единицей строения, кирпичиком, из которого построено все живое. Но та же самая клетка предстает перед девятиклассником уже как единица развития многоклеточного организма. А одиннадцатиклассник должен при ложить определенные усилия, чтобы в давно знакомом и уже, каза 344
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz