Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

вают, что все они укладываются в этот перечень, что нет задач, в ко­ торых бы проявились иные черты творчества. Для нас это означает, что творчество учеников на уроке и во внеклассной работе не есть ч то -либо уникальное, присущее только отдельным творчески работающим учителям, а инвариан­ тный и обязательный элемент целеполагания педагогической дея­ тельности любого учителя. И ни одна тема не должна быть упу­ щена учителем с точки зрения ее возможностей для учебного твор­ чества. Рассмотрим несколько примеров постановки и решения твор­ ческих задач разного типа. Перенос 1. Двое девятиклассников выходят из аудитории, где проводилась олимпиада по биологии. «Ты сколько задач сделал?» — «Четыре, а ты?» —« А я —три... Как ты четвертую решил, ведь мы это не изу­ чали?» — «Так это же зоология, седьмой класс!» 2. Учитель входит на урок и произносит: «Ребята, вы смотрели вчера по телевизору политическое ток-шоу?!» Класс живо включа­ ется в беседу по волнующей теме. Учитель мягко останавливает их: «А как вы думаете, почему мы сегодня начали урок истории с обсуж­ дения воскресной телевизионной передачи? ...Тема нашего урока “Современные политические движения в России”». Это то, что иногда называют внутрипредметные, межпредметные и надпредметные связи. Если учитель сам не боится совершать рейды в соседние темы, разделы, в другие предметы, в различные вне­ школьные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, — подобные переносы вслед за ним очень быстро осва­ ивают его ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время всевоз­ можные интегративные уроки, межпредметные конференции, внут­ рипредметные, межпредметные и надпредметные учебные про­ екты —помимо всех прочих достигаемых дидактических эффектов, освоение операции «перенос» — это один из путей развития твор­ ческих способностей школьника. Целостная структура Когда новый материал изучается индуктивным путем или сложный объект рассматривается сначала по частям — не спешите сами делать выводы, обобщения, показывать всю картинку. Предо­ ставьте эту возможность своим ученикам. Дела давно минувших дней, когда ни компьютеров, ни интерак­ тивных досок в классе не было — мел и доска оставались главными техническими средствами обучения. Итак, одиннадцатый класс. 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz