Левитес, Д. Г. Педагогические технологии : учебник / Д. Г. Левитес ; Федер. гос. бюджет. Учреждение "Рос. акад. образования". - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 401, [1] с. : ил., табл. - (Высшее образование - Бакалавриат) (Бакалавриат).

это будут делать его коллеги-предметники), то это позволит доста­ точно эффективно развивать на самых обыкновенных уроках твор­ ческий потенциал мышления любого ученика, а не только потенци­ альных участников международных олимпиад. Все ли могут и должны творить на уроке? Рассматривая ранее вопрос о содержании образования как педа­ гогически адаптированном социокультурном опыте, мы подчерки­ вали тот факт, что в его структуре особое место занимает такой ком­ понент, как опыт творчества. Если бы развитие рода человеческого проходило бы в совер­ шенно неизменных условиях, то от поколения к поколению люди передавали бы своим детям только освоенные способы деятель­ ности; наверное, мы так и остались бы в каменном веке. Однако перед человечеством возникают не только неоднократно повторя­ ющиеся задачи, которые оно решает, используя уже освоенные знания и способы деятельности, но и новые проблемы, никогда ранее не возникавшие. Они требуют иных, нестандартных р е ­ шений. Что такое творчество? Очевидно, это создание нового. Но тогда встает вопрос: о каком творчестве может идти речь на обычных уроках, где школьники усваивают и осваивают то, что было уже от­ крыто взрослыми, их современниками и предшественниками? Очевидно, речь должна идти о создании объективно нового (ис­ кусство, наука, техника) и субъективно нового продукта (образо­ вание). Если обучающийся субъект, тем более ребенок, впервые для себя произвел умственную операцию, которой до этого специально не обучался, то речь, безусловно, может идти о творчестве в процессе учебной деятельности. Что же это могут быть за операции, что входит в содержание опыта творчества? В соответствии с вышеназванной теорией (И .Я . Лернер) ими являются: • самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию; • обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации; • установление целостной структуры объекта; • видение новой функции объекта; • учет альтернатив при решении проблемы; • комбинирование и преобразование ранее известных способов дея­ тельности при решении новой проблемы. Теоретический анализ содержания разнообразных творческих задач, как и многочисленные образовательные практики, показы­ 342

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz